logo
Крыло чертежи_1 / Треугольное крыло

Воздушно-реактивная двигательная установка (врду)

Промежуточный вариант ОК "Буран" предусматривал установку воздушно-реактивных двигателей (ВРД). Это обусловливалось тем, что все аэродромы для посадки "Бурана" расположены на территории бывшего СССР, и в течении суток возникало достоточно много "глухих" витков, посадка с которых невозможна. Из этой ситуации могло быть два принципиальных выхода: расширить количество аэродромов (но "Буран" создавался как военный объект, а стратегические союзники были расположены "компактно" к границам СССР, Куба же была слишком близка к территории потенциального противника), либо повысить энерговооруженность атмосферного участка за счет установки ВРД. Конструкторы выбрали второй путь.

Взлет на форсаже палубного истребителя Су-33 (Су-27К)

Двигатель АЛ-31Ф на транспортировочной тележке

В качестве двух ВРД для установки на ОК "Буран" был выбран хорошо зарекомендовавший себя на истребителе Су-27 ТРД АЛ-31Ф разработки КБ им.А.Люльки. Двигатель развивает стендовую тягу 12500 кгс на режиме "полный форсаж" и 7770 кгс - на режиме "максимал". Удельный расход топлива на максимальном режиме работы 0.75 кг/(кгс*ч), на форсаже - 1.92 кг/(кгс*ч), минимальный крейсерский удельный расход топлива составляет 0.67 кг/(кгс*ч). Высоконапорный двухкаскадный компрессор обеспечивает 23-кратное сжатие поступающего воздуха при расходе его 110 кг/с и степени двухконтурности около 0.59. Температура газов перед турбиной 1665°К. Сухая масса двигателя 1530 кг, удельный вес 0.122; габаритная длина - 4950 мм, максимальный диаметр - 1180 мм, диаметр входа - 905 мм.

С двигателей сняли ставшую ненужной для бурановских режимов полета форсажную камеру, разместив их сверху в хвостовой части фюзеляжа по бокам от киля в аэродинамически затененном (на участке гиперзвукового полета) месте. Наличие двух ВРД значительно увеличивало располагаемую боковую дальность при спуске с орбиты и упрощало управляемую посадку.

Однако при всех выгодах наличие ВРД породило и ряд существенных проблем:

Установка двух "штатных" ВРД на ОК "Буран" (но не их запуск при возвращении из космоса) была отработана в реальных атмосферных полетах на самолете-аналоге БТС-02 ГЛИ (Большое Транспортное Судно второе для Горизонтальных Летных Испытаний). Двигатели размещались в специальных, несколько утопленных в фюзеляж мотогондолах, оборудованных закрывающимися крышками и покрытых штатной плиточной теплозащитой.

Технологическое членение мотогондолы "штатного" ВРД "АЛ-31 (агрегат ВРДУ) изделия 11Ф35:

Слева - оболочка, справа - каркас (силовой набор): 1 - передняя заглушка; 2 - носок; 3 - шпангоут О; 4 - панели; 5 - панели ЦЧ; 6 - шпангоут №12; 7 - шпангоут №12А; 8 - панели; 9 - шпангоут №13; 10 - задняя заглушка; 11 - лонжероны; 12 - шпангоуты.

Характеристики

Технологические параметры

   Габариты, мм:

   Применяемые материалы:

     - длина

5023

     - алюминевые сплавы

1201, Д16чТ1

     - ширина

1384

     - титановые сплавы

ВТ-23, ОТ4-1

     - высота

1564

     - стали

30ХГСНА, 15Х16К4Н2МВФАБ, О7Х16Н6, 95Х18, 12Х18Н10ТМ, 6ОС2А

   Вес, кг

~400

   Неметаллы:

  

     - резиновая смесь

ИРП1118

  

     - резина

51.1447

  

     Виды соединений: сварные (ААрДЭС), заклепочные и болтовые

Поскольку программой испытаний самолета-аналога БТС-02 ГЛИ предусматривался обычный самолетный взлет с ВПП аэродрома, а энерговооруженности двух нефорсированных ТРД АЛ-31 (2х7770 кг) не хватало, конструкторы установили еще два форсированных ТРД АЛ-31Ф (2х12500 кг) в обычных мотогондолах по бокам фюзеляжа, создающих небольшой кабрирующий момент для облегчения взлета (наряду с носовой стойкой шасси увеличенной высоты).

Хвостовая часть   фюзеляжа самолета-аналога БТС-02 ГЛИ: слева - подготовка к полету, в центре - вид сбоку-спереди, справа - вид из задней полусферы. Условные обозначения:1 - крышка-заглушка воздухозаборника "штатного" двигателя в открытом положении; 2 - мотогондола "штатного" двигателя АЛ-31 с имитацией внешней теплозащиты; 3 - мотогондола-обтекатель дополнительного форсированного двигателя АЛ-31Ф; 4,9 - имитаторы двигателей орбитального маневрирования; 5 - расщепленный воздушный тормоз - руль направления; 6 - стропы тормозного парашюта; 7 - выходное устройство - сопло "штатного" двигателя АЛ-31; 8 - регулируемое сопло форсированного двигателя АЛ-31Ф; 10 - балансировочный щиток; 11 - наземный персонал; 12 - "штатный" двигатель АЛ-31 в мотогондоле, вид сзади; 13 - отсек тормозного парашюта; 14 - хвостовые блоки ОДУ с имитацией двигателей управления

В дальнейшем по изложенным выше причинам от использования на штатном ОК "Буран" ТРД в конце концов отказались, однако в связи с тем, что изготовление и оборудование летных образцов уже шло полным ходом, конструктивно-силовую схему планера менять было поздно и ниши в ХЧФ под установку двигателей зашили панелями обшивки и закрыли гибким теплозащитным покрытием.

Снятие ВРДУ с летных экземпляров ОК потребовало повторных продувок в аэродинамических трубах (изменился характер обтекания ХЧФ) и небольших доработок (возросли аэродинамические нагрузки на вертикальное оперение и изменилась центровка ОК).