3. Обзор систем электронного документооборота, присутствующих на российском рынке
На отечественном рынке программного обеспечения присутствуют две группы систем автоматизации документооборота, соответствующие двум моделям делопроизводства: российской и западной.
Программные системы, реализующие российскую технологию, ориентированы, в первую очередь, на использование в государственных учреждениях и сохраняют все традиции и нормы делопроизводства, принятые в конкретной организации. Задача таких систем — обеспечение сопровождения бумажного документооборота, снижение трудоемкости рутинных операций по обработке документов. Однако такие системы способны существенно расширить рамки традиционных процессов делопроизводства и документооборота за счет обработки документов в сети с использованием современных технологий, например, workflow. Системы этого направления являются своеобразными «мостиками» для постепенного перехода от бумажной к безбумажной технологии делопроизводства.
К системам автоматизации данной технологии, например, относятся программы:
Дело компании «Электронные офисные системы» — система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота — обеспечивает поддержку полного жизненного цикла от разработки и согласования проектов документов до списания их «в дело» и архивного хранения, полностью соответствует российским и международным стандартам делопроизводства.
Евфрат компании «Cognitive Technologies» — создание архива документов. Построен в парадигме «рабочего стола» с папками. Документы раскладываются по папкам, которые могут иметь любую степень вложенности. Собственного хранилища файлов «Евфрат» не имеет — система хранит только ссылки на файлы или на страницы в Internet. Для хранения реквизитов документов используются СУБД собственной разработки. К сожалению, ЕВФРАТ не дает возможности отслеживать получение и возврат документов и хранение версий, что может усложнить коллективную работу с документом.
К самостоятельным платформам автоматизации документооборота относятся Optima-WorkFlow компании «Оптима», LanDocs компании «Ланит», DocsVision компании «Digital Design», которые ориентированы на работу в инфраструктуре, базирующейся на продуктах компании Microsoft (ориентированы на интеграцию с Microsoft SQL Server и Microsoft Exchange), предназначены для создания различных приложений на их базе и содержат определенные инструменты наст-ройки.
Optima Workflow — это больше, чем workflow-продукт. Кроме общего механизма организации потока работ, он позволяет хранить на время проведения работ все документы, относящиеся к процессу. Имеется возможность отслеживания критических путей и представление комплекса взаимоувязанных работ в виде диаграмм Ганта. Система автоматизирует процессы регистрации документов по правилам делопроизводства, реализует механизмы аннотирования и сбора резолюций, доставки отчетов об исполнении поручений.
LanDocs — ориентирована на делопроизводство и архивное хранение документов. Система не ориентирована на поддержку коллективной работы и процесса создания документов.
Программные системы западного направления ориентированы на максимально полное использование электронных документов и средств коллективной работы пользователей, отсутствие промежуточных звеньев, что, в свою очередь, предопределяет изменение существующих делопроизводственных процессов в организации, их оптимизацию, разработку новых технологий работы с документами.
К системам данного направления относятся:
Microsoft Exchange компании IBM — система электронной почты и группового планирования. Самым популярным приложением является Microsoft Outlook, или просто Outlook, предназначенный для управления документами в электронной форме. Outlook является диспетчером данных и программой связи системы Microsoft Office System. В Outlook обеспечивается единый центр управления электронной почтой, календарями, контактами и другими личными сведениями и данными группы.
С помощью Outlook можно выполнять следующие виды работ:
-
Отправлять и принимать электронные сообщения, используя при этом факсимильную связь, Internet или другую систему электронной почты. С помощью Outlook можно провести голосование среди получателей сообщения.
-
Вести список неотложных дел, создавать расписания и отслеживать выполнение планов, а также вести дневник. Имеется возможность спланировать собрание с другими лицами, которые также используют Outlook, постановки задач сотрудникам.
-
Заносить в электронный блокнот различную информацию: вопросы, ценные мысли, напоминания и многое другое.
-
Использовать Outlook вместо проводника Windows для работы с файлами, которые можно искать, просматривать, печатать и открывать для редактирования, не выходя из Outlook.
-
Вести деловую и личную адресную книгу с различными вариантами сортировки и просмотра информации.
-
Автоматически архивировать введенную ранее информацию.
-
Организовать совместную работу над любым проектом. Outlook коллективное использование данных в рамках группы при помощи электронной почты, планирование работы группы, ведение общих папок.
Программа Outlook является удобным средством для организации любого вида деятельности, которая может существенно повысить эффективность работы. Относится к классу программ групповой работы с документами (с использованием сервера Microsoft Exchange Server).
Lotus Notes — это среда с архитектурой клиент-сервер, предназначенная для разработки и совместного использования приложений коллективной работы. В Lotus Notes входят три основные составляющие:
-
средства маршрутизации и обработки документов;
-
средства обеспечения защиты / управления документами;
-
распределенная база данных (документов).
Lotus Notes интегрирован с системой электронной почты Notes Mail, позволяющей отправлять корреспонденцию другим пользователям или группам. Являясь великолепным почтовым клиентом, Notes позволяет эффективно и аккуратно управлять электронной почтой, составлять расписание деловых контактов, напоминать о незаконченных делах.
На основе платформы Lotus Notes разработаны:
-
Система Company Media (компания Интертраст) содержит широкий набор сервисов, поддерживающих делопроизводство, коллективное создание документов, контроль исполнения, управление договорами, управление проектами и др. Система может применяться и как база для автоматизации делопроизводства, и как средство поддержки работы сотрудников организации в целом.
-
БОСС-Референт компании Аплан (ранее АйТи) относится к категории систем, ориентированных на поддержку управления организацией, эффективной работы сотрудников и на накопление знаний.
Основное применение — создание корпоративной системы, охватывающей деятельность сотрудников на своих рабочих местах и поддерживающей управленческие бизнес-процессы. Поддерживает делопроизводство, организационное управление, согласование документов.
-
Система Company Media компании Интертраст содержит широкий набор сервисов, поддерживающих делопроизводство, коллективное создание документов, контроль исполнения, управление договорами, управление проектами и др. Может применяться и как база для автоматизации делопроизводства, и как средство поддержки работы сотрудников организации в целом.
К продуктам, реализующим набор приложений на базе системы Lotus Notes относятся также Office Media, Эскадо и пр.
Documentum компании Documentum — мощный архив документов, с возможностью разработки учетных объектов, со средствами управления жизненным циклом и автоматизации процессов обработки документов.
Платформа предназначена для создания распределенных архивов, поддержки стандартов качества, управления проектами, организации корпоративного делопроизводства.
StaffWare компании StaffWare — комплексная система автоматизации документооборота, которая базируется на функциях управления бизнес-процессами.
В табл. 2 приведены сравнительные характеристики платформ автоматизации документооборота.
Таблица 2
- Учебно-методический центр Банка России, 2006 оглавление
- 1. Основные понятия и терминология 5
- 2. Автоматизация документооборота 20
- 3. Обзор систем электронного документооборота, присутствующих на российском рынке 37
- Введение
- 1. Основные понятия и терминология
- 1.1. Документ
- 1.2. Делопроизводство
- 1.3. Документооборот
- 2. Автоматизация документооборота
- 2.1. Информационные технологии в организации документационного обеспечения управления
- Основные прикладные программы, используемые в документационном обеспечении управления
- 2.2. Задачи и функциональные возможности систем автоматизации документооборота
- Р Рис. 7. Примерная карточка резолюции ис. 6. Примерная регистрационная карточка
- Серверная часть суд
- 2.3. Корпоративная система документооборота в Банке России
- 3. Обзор систем электронного документооборота, присутствующих на российском рынке
- Сравнение платформ автоматизации документооборота
- Заключение
- Библиографический список
- Электронный документооборот Учебно-методическое пособие
- 170100, Г. Тверь, ул. Советская, 13