2.2. Задачи и функциональные возможности систем автоматизации документооборота
Обязательные задачи, решение которых должна обеспечивать любая система электронного документооборота, — это непосредственная работа с электронными карточками, контроль исполнения, ввод и вывод документов, их поиск, а также организация защищенной работы в сетевом режиме.
Системы электронного документооборота можно разделить на три группы: канцелярия, управление электронными документами и деловыми процессами, администрирование системы.
Группа «Канцелярия» объединяет в себе следующие функции:
Регистрация документов — базовый процесс, начало существования документа. В системе должна быть реализована возможность изначального заполнения реквизитов документа, присоединения файлов различного типа и возможность их последующей модификации.
Ведение номенклатуры дел — функция поддержки стандартной номенклатуры (входящие, исходящие, внутренние документы), а также других потоков документов, определяемых пользователем.
Работа со словарями и справочниками — возможность добавления и редактирования пользовательских данных для ускоренного ввода в поля регистрационной карточки.
Сканирование — интерфейс к сканеру для перевода бумажных документов в электронную графическую форму и последующего присоединения к электронным документам.
Распознавание — оптическое распознавание текстовой информации по отсканированному графическому образу для последующей модификации данных.
Генерация отчетов — создание выходных документов в виде журналов регистрации, отчетов по исполнительной дисциплине и др.
Средства просмотра и печати отчетов — наличие в системе встроенных средств для просмотра и печати выходных документов либо функция их экспорта (с возможным последующим редактированием) во внешние приложения.
Списание документа в архив — процедура передачи документа из оперативной базы данных в долговременный архив.
В группу «Управление электронными документами и деловыми процессами» входят:
Сроки поручений — возможность задания временного, точного или бессрочного графика исполнения контрольных поручений по документу.
Маршрутизация — выбор очередности и относительного порядка прохождения документа по инстанциям.
Автоматические уведомления — генерируются системой для периодических или разовых напоминаний исполнителям и контролерам о текущих или просроченных заданиях.
Внутренняя почтовая служба — обеспечивает прохождение документов и поручений и позволяет сотрудникам компании обмениваться информацией между собой.
Работа с вложениями — функции поддержки нескольких выделенных частей (файлов) в одном документе и установление логических связей с другими документами.
Поиск по реквизитам — задание точных или частичных значений одного или нескольких известных реквизитов, набора или промежутка значений, задание номенклатуры, обеспечение корректного поиска и выдача списка результатов.
Поиск по форме документа — задание значений реквизитов непосредственно в форме, соответствующей регистрационной карточке, по выбранной номенклатуре дел.
Полнотекстовый поиск — индексация и последующий поиск по присоединенным файлам с текстовой информацией.
Поиск с учетом морфологии — приведение всех слов к нормальному виду как при индексации, так и после введения запроса. Данная функция значительно расширяет возможности поисковой системы.
Все системы электронного документооборота содержат обязательные типовые компоненты: хранилище карточек (атрибутов) документов; хранилище документов; компоненты, осуществляющие бизнес-логику системы.
Хранилище атрибутов для хранения «карточки» — набор полей, характеризующих документ. Карточки разных типов имеют обязательные поля, общие для всех документов (например, уникальный номер документа, его название, автор, дата создания), и специальные поля, относящиеся к документам данного типа.
Для организации хранилища карточек возможны три варианта решения: использование собственного хранилища, стандартной СУБД или средств среды, на основе которой построена СУБД.
Собственное хранилище атрибутов документов позволяет оптимизировать его под задачу хранения карточек. К системам, имеющим собственное хранилище, относятся, например, Documentum, Евфрат компании Cognitive Technologies, «Гарант-Офис» компании «Гарант Интернейшнл». Недостатком такого подхода является невозможность использовать стандартные ресурсы имеющейся информационной среды, а также зависимость критически важной информации от поставщика системы электронного документооборота.
При использовании стандартных СУБД для хранения документов данная проблема решается. К такого рода системам относятся, например, системы «Дело», «1С-Архив», DocsFusion.
Если система электронного документооборота построена на основе какой-либо информационной среды, то можно воспользоваться ее ресурсами. Большинство систем такого типа, популярных в России, построено на основе Lotus Notes/Domino.
Основные решения для делопроизводства и деловых процедур можно условно разделить на четыре основные категории (не включая средства создания документов и складов данных):
-
системы workflow (автоматизации деловых процедур);
-
системы groupware (коллективной работы);
-
системы управления документами (в основном обеспечивают регистрацию, хранение и поиск документов);
-
системы электронной почты (служат для обмена документами).
Это деление условно, т.к. последние версии наиболее популярных приложений стараются объединять все эти технологии и многие другие, например, Lotus Notes / Domino. В последнее время имеет место концепция collaboration& messaging (сотрудничество и обмен сообщениями).
Внедрение корпоративной системы документооборота позволяет на новой основе решать вопросы управления документацией, централизации и децентрализации выполнения конкретных видов работ с документами на разных стадиях их жизненного цикла. При этом возможно изменение организационных форм работы по регистрации документов и вводу информации в сторону децентрализации, поскольку требуемая информация может быть получена из единой базы данных.
К примеру, регистрация входящих документов может быть централизована полностью, частично или децентрализована. В первом случае обработка всех поступающих документов осуществляется в одном подразделении, при этом заполняются все основные реквизиты электронной регистрационной карточки (а также, при необходимости, осуществляется сканирование документа и прикрепление файла) (рис. 6); последующие записи в карточку, в том числе резолюции руководства (рис. 7), вносятся по мере рассмотрения и исполнения документа.
При частичной централизации для отдельных категорий документов, направляемых непосредственно в подразделения, службой документационного обеспечения управления в автоматизированную систему может вноситься минимум информации, фиксирующий факт поступления документа в организацию, а заполнение других полей регистрационной карточки, в том числе внесение краткого содержания (аннотации) документа, выполняется в подразделениях. Кроме того, входящие документы, адресованные руководству, могут регистрироваться и аннотироваться в службе документационного обеспечения управления, а осталь-ные — в подразделениях. Регистрация исходящих документов также может быть максимально децентрализована (по принципу: где документ подписан, там же он регистрируется и хранится).
- Учебно-методический центр Банка России, 2006 оглавление
- 1. Основные понятия и терминология 5
- 2. Автоматизация документооборота 20
- 3. Обзор систем электронного документооборота, присутствующих на российском рынке 37
- Введение
- 1. Основные понятия и терминология
- 1.1. Документ
- 1.2. Делопроизводство
- 1.3. Документооборот
- 2. Автоматизация документооборота
- 2.1. Информационные технологии в организации документационного обеспечения управления
- Основные прикладные программы, используемые в документационном обеспечении управления
- 2.2. Задачи и функциональные возможности систем автоматизации документооборота
- Р Рис. 7. Примерная карточка резолюции ис. 6. Примерная регистрационная карточка
- Серверная часть суд
- 2.3. Корпоративная система документооборота в Банке России
- 3. Обзор систем электронного документооборота, присутствующих на российском рынке
- Сравнение платформ автоматизации документооборота
- Заключение
- Библиографический список
- Электронный документооборот Учебно-методическое пособие
- 170100, Г. Тверь, ул. Советская, 13