logo
записка Сиаолап М

Мода и экономика.

Мода является социальным феноменом. Главное назначение модных вещей – удовлетворять эстетические потребности и сигнализировать о социальном статусе их владельца.

Индустрия моды (fashion industry) – сектор сферы услуг, занятый формированием у покупателей образа ꞌꞌмоднойꞌꞌ продукции, ее производством и реализацией.

Становление модной индустрии связано с параллельным развитием престижного потребления и ꞌꞌобщества массового потребленияꞌꞌ.

Компании, занимающиеся производством, продажей и обслуживанием модной продукции, представляют собой гигантскую индустрию, дающую многомиллиардные доходы, но требующую очень крупных инвестиций. По некоторым оценкам, с начала 2000-х индустрия моды занимает 5-е место среди наиболее капиталоемких отраслей современной экономики.

Целью индустрии моды обычно считают удовлетворение спроса конечных потребителей модного продукта. Следует, однако, подчеркнуть, что в современном мире формирование и распространение представлений о том, что считается модным, давно перестало быть стихийным и стало важной отраслью экономики (частью маркетинга рекламы и PR).

Рис. 13. Функционирование индустрии модной продукции.

Современная индустрия моды основана не на ꞌꞌподстраиванииꞌꞌ под уже сложившиеся потребности, а на прогнозировании и планировании. Изменения, в стилях одежды становятся известны за полгода до ее появления в магазинах, когда по результатам специальных демонстраций новых образцов журналисты-аналитики сообщают о новинках и основных тенденциях предстоящего сезона. В это же время в ходе ꞌꞌшоу-румовꞌꞌ (премьерных демонстраций) представители торговых фирм делают заказы на коллекции для магазинов. И только собрав весь пакет заказов, производители готовой одежды начинают производить коллекции массовым тиражом.

Производители модной продукции делятся на две группы – прямые производители и контракторы.

Помимо доходов от изобретения новых моделей и их производства прибыль получают от продажи лицензий – прав на использование логотипа ꞌꞌмоднойꞌꞌ фирмы на неконкурентной продукции других компаний. Пионером лицензионного бизнеса в индустрии моды считается Pierre Cardin.

Модный бизнес характеризуется наиболее высокой независимостью цены товаров от их объективной потребительской ценности. Ценность бренда существует только в сознании потребителей и при грамотной организации рекламной компании можно сделать модной вещь с заурядными потребительскими свойствами. Поэтому львиная доля себестоимости модных товаров приходится именно на рекламу и PR, а не на собственно производственные затраты.

Основную прибыль производители модной одежды получают от изделий класса pret-a-porter (ꞌꞌготовая одеждаꞌꞌ) – умеренно дорогих изделий, производящихся достаточно массовым тиражом для продажи в магазинах. Одежда этого класса делится на две категории.

Группа товаров pret-a-porter de lux – более дорогая. Товары этой группы носят имя дизайнера, у компании обязательно есть собственные моно-бутики (Gucci, Prada, Armani, Versace, Christian Dior, Cavalli и др.).

Группа товаров собственно Pret-a-porter. Такие марки товаров не обязательно используют в названии имя дизайнера и продают большую часть своих изделий через мульти-брендовые бутики.

Согласно оценкам, в Западной Европе население тратит на приобретение товаров индустрии моды (в узкой трактовке этого понятия) примерно 10% своих доходов, в США – 5%. Если же включать в экономику моды все виды товаров, удовлетворяющих преимущественно эстетические и социально-престижные, а не узко утилитарные потребности, то на их приобретение, по подсчетам экспертов, приходится порядка 40% расходов семейных бюджетов граждан развитых стран.

В России индустрия моды начала развиваться только в 1990-е. Ее развитию сильно препятствовала необходимость делать крупные начальные инвестиции в рекламу новых стилей, которые могут окупиться лишь спустя длительный промежуток времени. Поэтому на российском модном рынке даже в 2000-е доминируют товары зарубежных фирм. Так, более 80% дорогой одежды поставляется в Россию из Западной Европы, в т.ч. половина ввозимой одежды – из Италии. В то же время начинает развиваться отечественное производство модных товаров, создающее собственные популярные бренды (ꞌꞌПанинтерꞌꞌ, ꞌꞌТом Клайнꞌꞌ). О сильном западном влиянии на российский рынок модных товаров свидетельствует, например, тот факт, что некоторые из отечественных брендов ꞌꞌмаскируютсяꞌꞌ англизированными наименованиями (как, например, ꞌꞌГлория Джинсꞌꞌ).

    1. Вывод.

История человечества показала, что стрелки часов моды не останавливаются ни на одну секунду. Ни одна война, никакие запреты еще не остановили циклической формы поступательного движения моды. Мода – зеркало так называемого ꞌꞌдуха времениꞌꞌ. Вместе с тем, она является своеобразным фактором прорыва, взламывающим кажущиеся незыблемыми каноны, предвосхищающим грядущие изменения в социально-политической и культурной жизни общества.

Творчество художников-модельеров, дизайнеров и всех, кто занимается созданием моды, продолжается, а, следовательно, исследования данного процесса не может быть лишь фиксацией прошлого. Поэтому данная тема остается актуальной и в ней есть перспективы для дальнейшего исследования и развития.

Мода – индикатор будущих изменений.