logo search
1-60

4.Определение понятия «технология». Цель изучения технологии.

«Технология» -- греч. «наука об мастерстве, искусстве. Технология—любой процесс получения потреби­тельной стоимости, т.е. всякие действия, приводящие к удовлетворению некоторой потребности. Техноло­гия—стержень, связывающий естественные, технические и экономические науки. С позиции предмета труда технология—наука о мастерстве по изменению свойств предмета труда и получению товара. Эта наука отве­чает на вопрос: как изготовить тот или иной товар. Технология как наука изучает: 1)сущность процессов произ-ва и предметов потребления; 2)взаимосвязь указанных процессов; 3)закономерности развития этих процес­сов; По К. Марксу технология—это содержание, а техника, экономическая структура и организация произ-ва—это форма; это наука, изучающая и анализирующая процессы создания потребительской стоимости. При­чина развития технологии—преобладание потребностей общества над возможностью их удовлетворения. Ис­точник развития технологии—достижения науки, которая в наст. время сливается с производством. Смысл суще­ствования технологии заключается в создании благ, но это не цель ее изучения. Цель—определение путей снижения трудозатрат путем усовершенствования или развития технологии. Это свидетельствует о тесной близости между экономич. деятельностью и технологией, т.к. через развитие последней решается важнейшая задача по повышению доходности пр-ва, а в конечном счете—задача по повышению благосостояния обще­ства. Технология—наиболее подвижный, революционный предмет развития производительных сил и произ­водственных отношений. Производство—основа существования общества. Оно основано на знаниях людей о трудовом процессе, а главное—о том, как заинтересовать ч-ка в активном труде.

Цель изучения технологии заключается в нахождении способов снижения трудозатрат путем усовершенствования или развития технологии. Указанная цель хорошо иллюстрируется следующей цитатой Д.И. Менделеева: «Дело, например, химии изучать получение железа из его руд или других веществ природы, где оно содержится, а дело технологии изучать выгоднейшие для того способы, выбрать из возможностей наиболее применимую по выгодности к данным условиям времени и места, чтобы придать продукту наибольшую «дешевизну» при желаемых свойствах и формах». «Дешевизна» продукта предопределяется именно производственными трудозатратами.

Тот факт, что целью изучения технологии является снижение трудозатрат, свидетельствует о тесной близости между экономической деятельностью и технологией, поскольку через развитие последней решается важнейшая задача по повышению доходности производства, а, в конечном счете, – задача по повышению благосостояния общества.

Для более четкого представления принципиальных различий и взаимосвязи между трудозатратами и технологией рассмотрим цепочку потребностей, в которую они вплетаются. Так, потребность общества в надприродных товарах и услугах вызывает потребность в мастерстве их создания, т.е. в технологии. Только после этого для реализации технологии возникает потребность в труде. Наличие труда без мастерства бессмысленно, так как любое его количество не приведет к получению результата по причине отсутствия средства, обеспечивающего достижение результата.