5. Факторы, определяющие эффективность процесса деасфальтизации в растворе пропана.
Качество сырья.
Сырье широкого фракционного состава деасфальтируется хуже, чем сырье, не содержащее фракций, выкипающих до 500оС. Низкомолекулярные компоненты хорошо растворяются в пропане и действуют как промежуточный растворитель. Таким образом, увеличивается растворяющая способность пропана по отношению к ПАУ и смолам. Это снижает глубину деасфальтизации и селективность процесса. При переработке более концентрированного остатка деасфальтизат характеризуется низкой коксуемостью и цветом, однако при переработке сырья узкого фракционного состава выход деасфальтизата ниже.
Концентрацию гудрона подбирают в зависимости от характера нефти. Концентрация гудронов малосмолистых нефтей должна быть большей из-за присутствия в них большого количества компонентов, легко растворимых в пропане. В гудронах высокосмолистых нефтей должно содержаться некоторое количество низкомолекулярных компонентов. В противном случае возможны потери ценных высокомолекулярных парафинонафтеновых углеводородов.
Температура. С увеличением температуры процесса снижается растворимость компонентов сырья в пропане, особенно при температурах, близких к 96,8оС (критическая температура пропана). С повышением температуры верха (tв) колонны деасфальтизации получают более светлый деасфальтизат с меньшим выходом и коксуемостью. При приближении tв к критической температуре пропана уменьшаются его плотность и растворяющая способность. Углеводородные компоненты сырья осаждаются из раствора вместе со смолами и асфальтенами. Выход деасфальтизата снижается.
С уменьшением температуры растворяющая способность сжиженного пропана растет. Он начинает удерживать в растворе не только парафино-нафтеновые и высокоиндексные ароматические углеводороды, но и низкоиндексные. Ухудшаются осаждение АСВ, цвет деасфальтизата, возрастает его коксуемость.
Температура верха колонны определяет качество деасфальтизата. Постепенное равномерное снижение температуры по высоте колонны позволяет отделить не только высокомолекулярные смолы (М = 800 ÷ 900), но и смолы массы 700 ÷ 800, ухудшающие цвет деасфальтизата, т.е. создание температурного градиента повышает селективность процесса. Температурный градиент деасфальтизации – разность температур между верхом и низом колонны. Температура низа колонны обеспечивает необходимый отбор деасфальтизата.
Оптимальный температурный режим: температура верха от 65 до 85оС; температура низа от 45 до 62оС; градиент температур 20 – 25оС.
Кратность растворителя к сырью. Влияние кратности пропана к сырью на выход и качество продуктов деасфальтизации показано на рис. В области I происходит насыщение сырья пропаном. В области II до оптимальной кратности глубина извлечения АСВ увеличивается, падает вязкость, плотность и коксуемость деасфальтизата. Уменьшается его выход. Раствор масляных компонентов в пропане при оптимальной кратности – насыщенный. В области III выход деасфальтизата начинает увеличиваться, ухудшается его качество, так как раствор компонентов в пропане перестает быть насыщенным, пропан начинает растворять ПАУ и смолы.
Оптимальная кратность пропана к сырью уменьшается с увеличением температуры деасфальтизации.
Р и с. Влияние кратности пропана к сырью на выход и качество продуктов деасфальтизации:
1 – температура размягчения асфальта; 2 – выход деасфальтизата;
3 – вязкость деасфальтизата; 4 плотность деасфальтизата;
5 – коксуемость деасфальтизата
Качество пропана. Обычно используют пропан чистотой не менее 95 % об. Повышенное содержание этана снижает выход деасфальтизата, повышает давление в аппаратах установки, снижает коэффициент теплопередачи в теплообменной температуре. Норма содержания этана – 2 % об.
Бутан, изобутан и пентан повышают растворяющую способность пропана, увеличивают выход деасфальтизата, но ухудшают его качество.
Пропилены и бутилены увеличивают растворимость смол и ПАУ в пропане, снижая качество деасфальтизата.
Давление. Давление процесса деасфальтизации подбирается таким образом, чтобы пропан находился в жидкой фазе, поэтому давление непосредственно связано с температурой процесса и составом технического пропана. Обычно процесс деасфальтизации ведут под давлением на 0,3-0,5 МПа выше, чем давление насыщенных паров сжиженного пропана. Давление обычно поддерживается на уровне 3,5-4,5 МПа.
- 1. Желательные и нежелательные компоненты масел.
- 2. Классификация базовых масел по api
- Классификация базовых масел по api
- 5. Факторы, определяющие эффективность процесса деасфальтизации в растворе пропана.
- 6. Избирательные растворители процесса селективной очистки и их сравнительная оценка (на примере фенола и n-метилпирролидона).
- Характеристика депарафинированных масел, предварительно очищенных n-метилпирролидоном и фенолом (дистиллятное сырье)
- Характеристика фенола и n-метилпирролидона
- 7. Факторы, определяющие эффективность процесса селективной очистки и качество получаемых продуктов.
- 8. Назначение, сырье, продукты процесса селективной очистки. Изменение качества сырья в процессе селективной очистки.
- 9. Назначение, сырье, продукты процесса депарафинизации нефтяного сырья кристаллизацией из растворов. Изменение показателей качества сырья в процессе.
- Факторы, определяющие эффективность процесса депарафинизации нефтяного сырья кристаллизацией из растворов. Температурный эффект депарафинизации (тэд).
- Влияние фракционного состава сырья на показатели процесса депарафинизации
- Химические превращения компонентов тяжелого нефтяного сырья под действием водорода.
- Условия и сырье процесса гидроочистки масляного сырья. Катализаторы процесса.
- Качество депарафинированного масла IV масляной фракции, полученного по различным схемам
- Варианты поточных схем производства масел с использованием процесса гидроочистки.
- Гидрирование в производстве масел.
- Изменение показателей качества сырья в гидроочистки
- Основные химические реакции, протекающие в процессе гидроочистки дизельного топлива
- Технологические параметры процесса гидроочистки дизельного топлива
- Место гидроочистки с схеме нпз
- Технологические параметры и материальный баланс процессов гидроочистки различных видов сырья
- Технологические режимы процессов гидроочистки
- Материальные балансы процессов гидроочистки
- Катализаторы процесса гидроочистки дизельного топлива. Сульфидирование катализаторов
- Усредненные данные показателей работы отечественных промышленных катализаторов на установках гидроочистки дизельного топлива
- Синтетические масла. Полиальфаолефины.
- Синтетические масла: сложные эфиры дикарбоновых кислот.
- Синтетические масла: сложные эфиры неопентиловых спиртов.
- Синтетические масла: эфиры фосфорной кислоты, полиорганосилоксаны.
- Послойная загрузка катализаторов гидроочистки.
- Величины долей свободного объема, размера пустот и значения перепада давления
- Послойная загрузка верхней части катализаторного слоя (фирма Topsøe)