Типология личности собеседников
В научной литературе под типологией (от греческого tipos — отпечаток, форма, образец и logos — слово) понимается метод познания, в основе которого лежат расчленение систем объектов и их последующая группировка с помощью идеальной модели или типа, а также результат типологического описания. Идеи типологического анализа людей возникли давно и наиболее ярко проявились в классическом учении о типах темперамента. Развитие типологического подхода прошло много ступеней, каждая из которых претендовала на определенную завершенность анализа и предлагала какое-либо новое основание. Можно вспомнить гуморальное направление типологии (Гиппократ, П. Лесгафт), конституциональное, или физическое (Э. Кречмер, У. Шелдон), психофизиологическое (И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. С. Мерлин), психоаналитическое (3. Фрейд, К. Юнг), характерологическое (Хейманс, Ле-Сенн).
Всем хорошо известно, что при принятии решений люди руководствуются разными принципами и мотивами. Но как это знание можно использовать на практике для улучшения взаимоотношений с коллегами, партнерами по бизнесу? Ответ на этот вопрос можно найти у японского дзен-философа и психолога Д. Одзавы, который разработал схему определения «типа» людей с разными стратегиями принятия решений. Эта схема, адаптированная и измененная, приводится в табл. 2.
Таблица 2
- Правила раскрепощения
- Утро вечера мудренее.
- Работая, умейте расслабиться.
- Учет гендерных особенностей
- Модели аргументации при обсуждении проблем женщинами и мужчинами
- Типология личности собеседников
- Типология собеседников и принятие решений по д. Одзаве
- Типы манипуляторов:
- Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка по в. Зигерту и л. Ланге