logo search
Соц

Типология личности собеседников

В научной литературе под типологией (от греческого tipos — отпечаток, форма, образец и logos — слово) понимается метод по­знания, в основе которого лежат расчленение систем объектов и их последующая группировка с помощью идеальной модели или типа, а также результат типологического описания. Идеи типоло­гического анализа людей возникли давно и наиболее ярко прояви­лись в классическом учении о типах темперамента. Развитие типо­логического подхода прошло много ступеней, каждая из которых претендовала на определенную завершенность анализа и предла­гала какое-либо новое основание. Можно вспомнить гуморальное направление типологии (Гиппократ, П. Лесгафт), конституциональ­ное, или физическое (Э. Кречмер, У. Шелдон), психофизиологи­ческое (И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. С. Мерлин), психоаналити­ческое (3. Фрейд, К. Юнг), характерологическое (Хейманс, Ле-Сенн).

Всем хорошо известно, что при принятии решений люди ру­ководствуются разными принципами и мотивами. Но как это зна­ние можно использовать на практике для улучшения взаимоотно­шений с коллегами, партнерами по бизнесу? Ответ на этот вопрос можно найти у японского дзен-философа и психолога Д. Одзавы, который разработал схему определения «типа» людей с разными стратегиями принятия решений. Эта схема, адаптированная и из­мененная, приводится в табл. 2.

Таблица 2