logo
Соц

Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка по в. Зигерту и л. Ланге

Характеристики

Позиции

Родителя

Взрослого

Ребенка

Характерные слова и выражения

Все знают, что...

Ты не должен никогда...

Ты всегда должен... Я не понимаю,как это допускают...

Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно... Вероятно...

Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!

Интонации

Обвиняющие,

снисходительные,

критические

Связанные с реальностью

Очень

эмоциональные

Состояние

Надменное, сверхправильное, очень приличное

Внимательность, поиск информа­ции

Неуклюжее,

подавленное,

угнетенное,

игривое

Выражение

лица

Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное

Спокойное,

максимум

внимания

Угнетение,

удивление

Позы

Руки на бедрах, указывающий перст. Руки сложе­ны на груди

Наклон к собеседнику и ориентация на него

Спонтанная подвижность (ходьба, сжатие кулаков)

Американские психологи Стейнберг и Миллер анализируют взаимодействие с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контроли­ровать, управлять ситуацией и поведением других, которые обыч­но сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше вза­имодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о ра­венстве партнеров в общении и необходимости достижения вза­имной удовлетворенности, а не односторонней.

Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентаций позволяет выявить некоторые интересные закономерности обще­ния. Так, «контролеры» и «пониматели» придерживаются совер­шенно разных стратегий в общении.

Стратегия «контролера» стремление заставить партнера при­нять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуа­ции и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием.

Стратегия «нанимателя» — адаптация к партнеру. Показатель­но, что разные ориентации связаны с разным распределением по­зиций в общении. Так, «контролеры» всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям «вертикального взаимодействия». Ориентация на понимание боль­ше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния: напри­мер, человек, попавший в общении на самую «верхнюю» позицию, обязательно в большей степени будет «контролером», чем если бы он был внизу: положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие.