Типология собеседников и принятие решений по д. Одзаве
Название, номер, девиз типа | Сфера интересов | Профессиональная ориентация, черты характера | Питание | При принятии решений руководствуется |
5. Идеологический | Философия, религия | Философ, ученый | Руководствуется религиозными принципами | Суждением о справедливости или несправедливости |
4. Интеллектуальный | Наука, искусство | Связана с воспроизводством и распространением знаний | Руководствуется различными теориями | Логикой |
3. Социальный «Быть как все» | Экономика, техника | Организатор, менеджер | Не выделяется | Пользой |
2. Сентиментальный «Поиск эмоций» | Сюжетная литература | Профессии, связанные с эмоциональной сферой человека | Гурман | Желанием — нежеланием, эмоциями |
1. Чувственный «Поиск физических удовольствий» | Танцы, спорт | Самые разнообразные, были бы денежными | Обжора | Суждением «Приятно — неприятно» |
Первые четыре столбца позволяют по указанным в них принципам определить тип, к которому относится ваш собеседник. А последний столбец указывает на принципы, которыми тот или иной человек руководствуется при принятии решений.
Как же использовать эту схему в ситуации, когда вам нужно убедить своего собеседника сделать что-то (или, наоборот, НЕ делать). Принцип, руководствуясь которым человек принимает решение, можно уподобить языку. Если вы говорите с китайцем, то не рассчитываете быть понятым, если китайского не знаете, а китаец — не знает русского, не так ли? Поэтому не стоит рассчитывать на то, что собеседник поймет нас, если мы, убеждая другого, исходим из своего принципа принятия решений... А именно это мы и делаем — стоит только понаблюдать повнимательнее и это станет для вас очевидным. Неудивительно, что общение наше не отличается особой эффективностью и мы уже даже не огорчаемся, когда нам отказывают, говоря себе: «Хотели как лучше, но получилось как всегда... »
Поэтому, чтобы сделать деловое общение более эффективным, нужно при убеждении собеседника исходить именно из его принципа принятия решений. Например, по указанным колонкам вы определили, что ваш собеседник принадлежит к социальному типу. Убеждая его в необходимости совершения каких-либо действий, нужно основной акцент сделать на пользе, которую он от этого получит. Если же перед вами собеседник интеллектуального типа, то доказывать ему что-либо, основываясь на пользе, бесполезно. В этом случае лучшим аргументом будет логика.
Психика человека крайне сложна, и достаточно полных теорий мотиваций человека, лежащих в основе его поведения, еще не построено. Считается, что мотивация является результатом постоянного взаимовлияния сложного комплекса сознательных и бессознательных, чувственных, интеллектуальных, а также культурных и физиологических потребностей, находящихся под воздействием социальных факторов и параметров среды обитания. Тем не менее, сейчас существует ряд теорий, описывающих виды поведения людей, на основании которых работник может действовать достаточно уверенно и добиваться хороших практических результатов.
Одной из таких теорий является теория Э. Шострема—А. Маслоу, которая рассматривает две базовые психологические установки современного человека:
манипуляторы — это люди, основная цель которых (сознательная или бессознательная) — контроль над ситуацией: для манипулятора деятельность, которой он занимается, играет второстепенную роль, главное — это роль, которую он играет в этой деятельности; манипулятор фактически не принимает себя как личность, не ценит себя и видит вокруг только «вещи», то есть объекты для манипуляции;
актуализаторы — относятся к себе как к неповторимой личности и потому воспринимают других людей также как неповторимые личности; для них первична деятельность и вторична та роль, которую они играют в этой деятельности.
Некоторые черты личности манипуляторов и актуализаторов приведены в табл. 3.
Таблица 3 Черты личности манипуляторов и актуализаторов
Манипуляторы | Актуализаторы |
Ложь (фальшь, мошенничество). Манипуляторы используют приемы, методы, маневры. Они ломают комедию и разыгрывают роли, которые должны произвести впечатление. Выражаемые ими чувства выбираются в зависимости от обстоятельств | Честность (прозрачность, искренность, застенчивость). Актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему присуща чистосердечность, выразительность, он по-на- стоящему бывает самим собой |
Неосознанность (апатия, скука). Манипулятор не осознает действительного значения жизни. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать | Осознание (жизненаполненность, интерес). Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других людей. Он восприимчив к искусству, музыке и другим проявлениям жизни |
Контроль (закрытость, нарочитость). Для манипулятора жизнь подобна шахматной доске. Он кажется спокойным, однако держит себя под постоянным контролем (и других тоже, скрывая от них свои мотивы) | Свобода (спонтанность, открытость). Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению присущих ему возможностей. Он — хозяин своей жизни — субъект, а не объект |
Цинизм (безверие). Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют только две возможности: управлять или быть управляемым | Доверие (вера, убежденность). Актуализатор обладает глубокой верой в себя и других, в возможность установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и сейчас |
По теории Шострема — Маслоу и манипуляторы, и актуализаторы образуют несколько психологических типов, которые представлены на рис. 26.
Рис. 26. Взаимосвязь психологических типов личности
Практически каждый тип имеет своего антагониста, который отмечен на диаграмме в диаметрально противоположной позиции. Поэтому описывать их будем парами.
- Правила раскрепощения
- Утро вечера мудренее.
- Работая, умейте расслабиться.
- Учет гендерных особенностей
- Модели аргументации при обсуждении проблем женщинами и мужчинами
- Типология личности собеседников
- Типология собеседников и принятие решений по д. Одзаве
- Типы манипуляторов:
- Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка по в. Зигерту и л. Ланге