logo
Соц

Учет гендерных особенностей

Стереотипы поведения женщин и мужчин складывались века­ми. Чисто мужской стиль поведения связан с активностью, целеу­стремленностью, решительностью и рациональной деятельностью. Женщинам же, напротив, всегда отказывали в интеллекте и разум­ном начале. Считалось, что их сфера — эмоции. В связи с этим сло­жилась определенная традиция воспитания детей. Мальчикам при­вивали настойчивость, рационализм, уверенность в собственных силах. Девочек учили быть чуткими, заботливыми, нежными и кроткими.

Хотя жизнь во многом поменялась, старые стереотипы, тем не менее, оказывают заметное влияние на наши взаимоотношения.

Действительно, женщины уделяют больше внимания чувствам. Но психологи сходятся в том, что это у них не врожденное, а при­обретенное свойство. Женщин не готовили подавлять и скрывать эмоции. Наоборот, проявление чувств всегда воспринималось как нечто женское, привлекательное. Поэтому их реакции гораздо бо­лее эмоциональны, чем у мужчин. Они легче теряются, краснеют, плачут, им труднее скрыть отвращение или ненависть. Но и улыб­ка появляется на лице женщины чаще. Возникшие симпатии и ан­типатии влияют на поведение мужчин и женщин, в принципе, оди­наково. Но считается, что для женщины они имеют решающее значение. Такое мнение бытует, видимо, потому, что женщины про­являют их более открыто.

Поскольку женщины учатся с детства ставить себя на место другого, они больше интересуются личностью собеседника. Жен­щина, как правило, лучше осведомлена о психологическом состо­янии людей, которые ее окружают. Она более восприимчива к их идеям и эффективнее поощряет их усилия. Если мужчины стре­мятся активно переделать свое окружение, то женщины придают особое внимание воспитательным отношениям.

Женщины в большей степени склонны к самораскрытию. С друзьями они образуют более тесные дружеские взаимоотношения и ведут более интимные разговоры, чем мужчины, которые пред­почитают беседы о работе, спорте, общественных проблемах. В се­мье жены тоже обеспечивают более прочную эмоциональную под­держку своему супругу в то время, как сами, чаще всего, вынуждены искать ее у подруг или родственников. В родственные связи жен­щины также включены сильнее, особенно с родственниками-женщинами, например, мать и дочь, сестры. Что касается общения с коллегами, то и здесь у женщин сильное стремление к человечес­ким контактам. Им важен сам процесс сотрудничества, тогда как мужчин больше интересует достижение цели.

В наши дни в области торговли, образования, медицины, куль­туры и других сферах жизни свыше 80% работников составляют женщины. Возрастание роли и влияния женщин, их преобладание в штатном расписании многих учреждений и предприятий неиз­бежно привело к осложнению психологической атмосферы в кол­лективах, так как чаще всего никто не учитывает особенностей женской психологии, то есть гендерный аспект.

Женщина «обсуждение аргументов» реализует иначе, чем муж­чина. Аргументация — это логика в действии. У женщин своя ло­гика. В таблице 1 приводятся модели аргументации собственного мнения мужчинами и женщинами. Многие этапы при обсуждении проблемы женщины часто объединяют в один этап, либо опуска­ют совсем. Нарушение последовательности принятия решения за­висит от ситуаций, в которых находится женщина. Такие особен­ности поведения женщины нередко приводят к конфликту в кол­лективе, и факт этот нельзя игнорировать. По этой причине, если женщина находится в управленческом кресле, ей следует овладеть логикой мышления, ведущего к достоверным выводам. Не случай­но ведь еще Георг Гегель утверждал: «Государство находится в опас­ности, если женщина — у власти, ибо мужчина во всем исходит из объективного, а женщина из субъективного».

Таблица 1