logo search
записка Сиаолап М

Искусство и мода.

Сюрреализм.

К началу 1920-х годов во Франции сформировалось новое эстетическое течение, получившее название сюрреализм (фр. surrealisme – сверхреализм). Это направление должно было привести к духовному возвышению, стереть грани между мечтой и реальностью. Идеи сюрреализма были подхвачены многими неординарными личностями, среди которых были Андре Бретон, Сальвадор Дали, Эрнст Фукс, Жан Кокто и др. Последователи нового течения испытывали стремление ко всему иррациональному, нестандартному, не соответствующему общепринятым нормам. Сюрреалистические идеи нашли отражение в живописи, в кинематографе, в литературе. Основателем сюрреалистического направления в мире моды стала итальянская аристократка Эльза Скиапарелли.

Эльза Скиапарелли не уставала вводить общественность в шок своими шляпой-ботинком, шляпой-телефоном, шляпой-отбивной, жакетами с карманами-ящиками, платьями с рукавами-крыльями, вышитыми на подолах акробатами и слонами или огромным золотым солнцем на спинке наряда, платья с омарами и сумки в виде телефонов. Она первой ввела в женский гардероб ярко-розовый цвет – цвет фуксии, изобрела юбку-брюки, застежку-молнию, дождевик и зонт из прозрачного материала, накладные квадратные плечи, накладные пластиковые ногти и «газетный» рисунок на ткани, который впоследствии популяризовал Джон Гальяно. Она подарила fashion-индустрии такие находки, как мешочная ткань, латекс, жатые материалы, пленка ''родофан'', мех обезьян и даже солому. Сальвадор Дали вдохновил Эльзу Скьяпарелли на создание ряда необыкновенных аксессуаров – сумочек в виде яблока или воздушного шара, перчатки с кармашками для спичек или с приклеенными ногтями. До нее никто и не догадывался, что можно создавать вещи, не нуждающиеся в потенциальном покупателе. Эльза Скьяпарелли просто давала выход своим мыслям и фантазиям, никогда не беспокоясь о спросе на свою одежду.

Самым знаменитым сюрреалистическим мотивом стали "губы". Начиная со знаменитого розового дивана, изготовленного по эскизу Дали специально для салона Э. Скьяпарелли (1937 г.), а через десятилетия появляются в коллекциях таких апологетов классического стиля, как Ив Сен-Лоран (платья коллекции 1966, 1971 гг.) и Юбер де Живанши (жакет коллекции 1979 г.).

Еще одним предметом сюрреализма является женское тело. Начиная с платья-скульптуры Ива Сен-Лорана, который отливает в металле лиф платья, полностью повторяя живые формы (коллекция 1969 г.), Ж.-П.Готье лепит жесткие конструкции конусообразных бюстов, заканчивая флаконом духов.

Схожесть женского тела со струнными музыкальными инструментами, подмеченная еще Ман Рэем, превратилась в идею фикс и наиболее чувственное, земное увлечение дизайнеров-сюрреалистов. Тело притягивает фантазию художников как магнит, оно приобретает форму гитары, скрипки, виолончели, чьи мягкие плавные линии повторяют покатость плеч, гибкость талии и округлость бедер. Наиболее показательными в этом смысле являются коллекции Карла Лагерфельда для фирмы Chloe (1983 г.) и Кристиана Лакруа для Дома Жана Пату (1985 г.).

Молодой бренд Mihai Albu славится своим нестандартным подходом в создании женской обуви. Невероятные каблуки и платформы, вставки больших бусин и цветов создают провокационные и притягивающие взгляды туфли. Дизайнер предлагает подняться на тройную колодку.

Абстракционизм.

Абстракционизм (лат. "abstractio" – удаление, отвлечение) – направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма – достижение ꞌꞌгармонизацииꞌꞌ, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Крайнее проявление модернизма.

Одним из источников вдохновения дизайнеров является нидерландский художник Пит Мондриан. Его полотна невозможно спутать ни с какими другими – цветные и белые квадраты, разделенные черными прямыми. В 1965 году Yves Saint Laurent представил платье Cocktail Dress Homage to Mondrian (рис. 1). В 1992 году швейцарская художница Сильви Флери выставляет инсталляцию Mondrian Boots (рис. 2). В 2007 году в продажу поступают Mondrian Wedge от Christian Louboutin, позже в одной из его коллекций можно найти "шпильки" с уже знакомой текстурой (рис. 3). В 2008 выходят в свет кеды Nike Dunk Sb Piet Mondrian и Vans Mondrian shoes (рис. 4,5). В 2009 дизайнер Ruth Davis создает туфли на каблуках Graffiti-Mondrian Pump. Платье ''Art is Love'' – признание в любви Мондриану от Moschino (рис. 6), и Diane von Furstenberg Mondrian dress (рис. 7). Коллекция купальников Sarah Schofield's Modrian Swim Wear (рис. 8, 9).

Рис. 1 – 3. 1.Коктейльное платье Yves Saint Laurent. 3.Обувь от Christian Louboutin. 2.Инсталляция Сильви Флери.

Рис. 4 – 5. Кеды Nike и Vans.

Рис. 6 – 9. 8. Купальник из коллекции Sarah Schofield's. 6.Платье от Moschino 7.Платье Diane von Furstenberg 9. Купальник коллекции Sarah Schofield's.

Поп-арт.

Поп-арт (англ. pop art, сокращение от popular art – популярное, общедоступное искусство; второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop – отрывистый удар, хлопок, шлепок, т.е. производящее шокирующий эффект) – направление в искусстве конца 1950-х – начала 1970-х; возникает как оппозиция беспредметному абстракционизму; знаменует переход к концепции нового авангардизма.

Представители поп-арта провозгласили своей целью ꞌꞌвозвращение к реальностиꞌꞌ, но реальности, уже опосредованной масс-медиа: источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография. Поп-арт вернул предмет в искусство, но это был предмет, не опоэтизированный художественным видением, а предмет нарочито бытовой, связанный с современной индустриальной культурой и, в особенности, с современными формами информации (печать, телевидение, кинематограф).

Новые технические приемы, позаимствованные из промышленного дизайна и рекламы: фотопечать, использование диапроектора, включение реальных предметов, способствовали как ꞌꞌобезличиваниюꞌꞌ индивидуальной творческой манеры художника, так и ꞌꞌраскрытию эстетической ценностиꞌꞌ образцов массовой продукции.

П оп-арт как направление пришел в моду из искусства в начале 70-х годов. Кислотные принты Энди Уорхолла и рисунки в стиле снов Тимоти Лири стали хэдлайнерами в развитии художественной мысли, трансформировавшись и растворившись в модных тенденциях. Сочетание кислотных и неоновых оттенков в одном образе уже не считается безвкусным и кричащим.

Неравнодушен Castelbajac и к поп-арту. В одной из его коллекций есть платье с портретом великого и ужасного Энди Уорхола.

Американский модельер Диана фон Фюрстенберг совместно с фондом Энди Уорхола создала капсульную коллекцию одежды в 2009 году. В ней были представлены платья и топы, выполненные в стилистике Энди Уорхола. Радикальные цвета и принты стали основными лейтмотивами коллекции, при этом модели сочетали в себе женственность и яркую сексуальность, ведь Уорхол был одним из символов сексуальной революции шестидесятых.

К поп-арту обратили свои взоры и дизайнеры Miu Miu. В прошлогодней весенне-летней коллекции принты на шелковых блузах, брюках и платьях выполнил известный американский художник 60-х John Wesley.

Д изайнер Николас Кирквуд снова порадовал мир моды своей необычной коллекцией обуви, которая в этот раз полностью передает веяния стиля поп-арт.

Кирквуд известный дизайнер в модном мире. Источник, который вдохновил его на создание новой коллекции, это работы Кита Харинга, известного в восьмидесятые представителя течения поп-арт в искусстве. Общей особенностью всех моделей являются выдержанные в стиле поп-арт принты и своеобразные детали: это и каблуки оригинальной формы и особенные детали отделки.

Еще одним источником вдохновения является известный фото- и кинохудожник 20 века Ман Рэй. Одна из его известнейших работ "Le violon d’Ingres, 1924" получила свой отклик в 2008 году в коллекциях J.- C. de Castelbajac и Viktor & Rolf.

Футуризм.

Футуризм (лат. futurum – будущее) – общее название художественных авангардистских движений 1910-х – начала 1920-х гг.

Футуризм как явление распространяется не только на литературу, фотографию, кинематограф и архитектуру, но и на живопись и моду. Говоря простыми словами – это мода на все научно-фантастическое, космическое и инопланетное! Расцвет футуризма в моде произошел в 60-70-е годы, и с каждым годом все чаще появляется на фэшн-подмостках.

Футуристический стиль в одежде имеет свои отличительные особенности и потому всегда безошибочно узнаваем. Его признаки: новаторский, оригинальный подход; изломанные геометрические либо обтекаемые аэродинамические формы; инновационные материалы; преобладание эффекта ꞌꞌжидкого металлаꞌꞌ, блестящих аксессуаров; целостность образа (к футуристическому наряду обычно прибавляется «инопланетный» макияж и прическа).

Нынешний футуризм зачастую идет на компромисс с ретро, в результате чего черты обоих стилей сильно смягчаются. К тому же, футуристические расцветки на подиумах встречаются намного чаще, чем, собственно, формы, характерные для этого направления.

В ажнейшим событием в мире моды последних лет стала весенне-летняя коллекция Александра Маккуина ꞌꞌАтлантида Платонаꞌꞌ 2010 года (рис. 10). Вдохновленная эсхатологическими мотивами, она произвела поистине грандиозное впечатление на зрителей. Идея этой коллекции заключалась в следующем: будущее человечества безрадостно. Произойдет экологическая катастрофа планетарного масштаба. Люди, вынужденные жить под водой, со временем видоизменятся и станут похожими на рыб и мифологических обитателей океана. На большом экране картины создания мира и сюжеты из подводной жизни сменяли друг друга, а на подиум вышли модели в платьях серебристой и зелено-лазурной цветовой гаммы. Творения Маккуина были украшены принтами, имитирующими рыбью чешую и змеиную кожу, а сложные прически моделей имели форму гребней.

Рис. 10. Коллекция Александра Маккуина ꞌꞌАтлантида Платонаꞌꞌ

Если говорить о сфере массового производства, то ярким примером футуризма можно назвать коллаборацию бренда Lacoste и известного архитектора Захи Хадид. Ее результатом стало создание лимитированной коллекции обуви из кожи и каучука, гофрированных раскаленным металлом.

Мечты о будущем вдохновляют не только дизайнеров, но и парикмахеров. В 2010 году футуристические прически заняли достойное место среди тенденций сезона. Как правило, это оригинальные графичные стрижки и жесткие укладки в духе конструктивизма, которые иногда дополняются яркими цветными прядями.

Сегодня можно говорить о том, что футуристический стиль меняет вектор развития, теперь полем для модных экспериментов становится киберпространство.

М ногие марки уже сделали ставку на это. Так, например, модный дом Versace выпустил ряд моделей, вдохновленных эстетикой фильма ''Трон''. Его примеру последовали Rotenier, Hayden-Harnett и Rousseau. Фильм такого масштаба действительно способен оказать мощную поддержку футуристическим тенденциям на подиуме.