57. Связь стандартизации с качеством продукции
Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством (рис. 1).
Политика в области качества — это основные направления и , цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Она формируется таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей. Формирование и документальное оформление руководством пред-
Рис.1. Управление качеством продукции
приятия политики в области качества является первичным актом при создании системы качества.
Система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Модель обеспечения качества — это стандартизованный или избранный набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной - ситуации.
С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне Технический комитет международной организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты серии 9000, которые приняты к применению на территории Российской Федерации:
ИСО 9000—94 — Стандарты по общему руководству качеством и обеспечению качества. Основное назначение стандарта — помочь предприятию в выборе и применении стандартов ИСО 9000. Стандарт содержит также ряд концептуальных положений о современных системах качества;
ГОСТ Р ИСО 9001—96 — Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;
ГОСТ Р ИСО 9002—96 — Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже, обслуживании;
ГОСТ Р ИСО 9003—96 — Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.
Стандарты содержат требования к системе качества, которые можно использовать для внешнего обеспечения качества. Модели обеспечения качества, установленные в стандартах, представляют три четко различимые формы требований к системе качества. Требования стандартов к системе качества являются дополнительными по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Стандарты устанавливают требования, определяющие элементы, необходимые для включения в систему качества. Стандарты являются общими и не зависят от конкретной отрасли промышленности или сектора экономики.
«Петля качества» («спираль качества») — концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
Стандартизация - процесс установления и применения стандартов. Стандарт (от англ. standard - норма - образец), в широком смысле слова - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования в различных областях. Правовые основы стандартизации и виды ее нормативных документов определены Федеральным законом "О стандартизации" (введен с 10 июля 1993 г.). Его преамбула определяет обязательность установленных этим законом правовых основ стандартизации для всех государственных органов управления. Государственная система стандартизации (ГСС), изложенная в ГОСТ Р 1-92, введена с 1 января 1993 г. По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества.
Руководство по качеству — документ, содержащий политику в области качества и описывающий систему качества организации. Оно может охватывать всю деятельность организации или только ее часть. Руководство по качеству обычно содержит или по крайней мере ссылается на: а) политику в области качества; б) ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который исполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на качество; в) методики системы качества и инструкции; г) положение по пересмотру и корректировке руководства.
Руководство по качеству иногда называется руководством по обеспечению качества или руководством по административному управлению качеством.
Структуру системы качества отражают следующие документы: руководство по качеству для всей фирмы, включающее, кроме описанного выше, организационную структуру производства; методические документы общего характера; мероприятия и последовательность операций по обеспечению качества; рабочие инструкции, справочники и др.
Система качества должна обеспечивать: управление качеством на всех участках «петли качества»; участие всех работников в управлении качеством; неразрывную связь деятельности по повышению
качества с деятельностью по снижению затрат; проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов; обязательность выявления дефектов и устранения их в производстве. Система качества также должна устанавливать: ответственность руководителей; порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы; порядок документального оформления всех процедур системы.
- 1.Понятие производственной системы, производственного процесса
- 2.Функции технологии и микроэкономики в производственном процессе.
- 3. Объекты, изучаемые технологией и экономикой как науками.
- 4.Определение понятия «технология». Цель изучения технологии.
- 5.Анализ разновидностей технологий и их характеристики.
- 6. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологии, экономики и общественного развития
- 7. Взаимосвязь технологии с основными видами экономики.
- 8. Общие сведения о технодинамике.
- 9. Понятие технологического процесса
- 10. Основные параметры и характеристики тп.
- 11. Динамика трудозатрат при развитии технологического процесса (т. П.)
- 12. Структура тп. Тп с дискретным и непрерывным технологическим циклом.
- 13. Особенности структуры непрерывных тп.
- Преимущества непрерывных тп:
- Недостатки непрерывных тп:
- 14.Основные варианты развития тп.(рационалистического и эвристического) их общая характеристика.
- 15. Законы рационалистического развития тп.
- 16. Понятие уровня технологии тп.
- 17. Границы рационалистического развития тп.
- 18. Обеспечение научно-технического развития тп.
- 19. Эволюционный путь развития тп.
- 20.Революционное развитие технологических процессов
- Технологического процесса
- 21. Методы и модели оценки научно-технического развития тп.
- 22.Понятие систем технологий и среды технологии
- 23. Исторические этапы развития систем технологий.
- 24.Классификационные признаки систем технологий:
- 25 Структура технологической системы производства.
- 26.Анализ формирования систем технологий промышленных предприятий
- 27.Взаимосвязь технологических и организационных структур производства. Капитала.
- 28. Специфика развития параллельных и последовательных технологических систем
- 29.Основные направления и закономерности развития технологических систем.
- 30. Понятие уровня технологии систем т.П. Реальный и потенциальный уровень технологических систем
- 31. Топливо-энергетический комплекс, значимость и его технологическая структура
- 32. Общие сведения о топливе
- 33. Основные виды и источники энергии.
- 34. Нетрадиционная энергетика, сущность, перспективы использования
- Использование ветра.
- 35.Произв-во энергии тепловой, электрической и т.Д.
- 36. Материально-сырьевые ресурсы рб и их классификация. Общая характеристика сырьевых ресурсов и их классификация (доделать)
- 37.Рациональное и комплексное исп-е сырья. Сп-бы подготовки и обогощения сырья.
- 38.Вода и ее классиф-я. Основные источники и характеристика воды
- 39.Способы и методы очистки и обезвреж-я воды для различных потребителей.
- 40. Гидромеханические технологии. Методы очистки и обогащения сырья
- 41.Мембранные технологии по очистке воды и газа. Принцип действия, конструктивные особенности. Технико-экономические характеристики
- 42. Основные технологии очистки газа и повыш-я его концентрации.
- 43.Соц. Технологии. Общая хар-ка соц. Технологий. Этапы развития соц. Технологий
- 44. Соц. Технологии и их значение в жизни чел-ва. Цель соц. Технологий и методы достижения поставленных целей
- 45. Соц. Техн-и в научной деятельности людей. Этапы достижения поставленной цели
- 46. Соц. Техн. В творчестве, в искусстве. Основные этапы развития творчества
- 47. Соц техн. При разработке открытий, изобретений по совершенствованию производственного процесса. Этапы и методы поиска новых решений
- 48.Экон. Эффективность при внедрении передовых социальных технологий. Социальные технологии и здоровье общества
- 49. Агропромышленный комплекс и его составные части
- 50. Промышленные предприятия, обслуживаюшие аграрный сектор. Влияние промышленного сектора на аграрный. Эффективность агропромышленного сектора
- 51. Химическая промышленность и связь её с аграрным сектором. Влияние химической промышленности на выход сельскохозяйственной продукции.
- 52. Характеристика аграрного сектора как поставщика сырья для промышленности. Связь аграрного сектора с перабатывающим
- 53.Качество продукции и показатели , хар- ие качество изделий. Документация, кот. Опред-ет кач-ую составляющую прод-ии.
- 54. Качество прод-ии и её надежность и долговечность. Основные требования, предъявлемые к изделиям.
- 55.Дать разъяснение госТам. Какими документами регламентируется качество прод-ии.
- 56. Характеристика термина «стандартизация». Что берется за основу при применении стандарта.
- 57. Связь стандартизации с качеством продукции
- 58. Сертификация изделий. Общие понятия. Технологическая сертификация изделий
- 59. Требуемая док-ия при сертиф-ии изделий.