Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка по в. Зигерту и л. Ланге
Характеристики | Позиции | ||
Родителя | Взрослого | Ребенка | |
Характерные слова и выражения | Все знают, что... Ты не должен никогда... Ты всегда должен... Я не понимаю,как это допускают... | Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно... Вероятно... | Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно! |
Интонации | Обвиняющие, снисходительные, критические | Связанные с реальностью | Очень эмоциональные |
Состояние | Надменное, сверхправильное, очень приличное | Внимательность, поиск информации | Неуклюжее, подавленное, угнетенное, игривое |
Выражение лица | Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное | Спокойное, максимум внимания | Угнетение, удивление |
Позы | Руки на бедрах, указывающий перст. Руки сложены на груди | Наклон к собеседнику и ориентация на него | Спонтанная подвижность (ходьба, сжатие кулаков) |
Американские психологи Стейнберг и Миллер анализируют взаимодействие с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.
Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.
Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной удовлетворенности, а не односторонней.
Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентаций позволяет выявить некоторые интересные закономерности общения. Так, «контролеры» и «пониматели» придерживаются совершенно разных стратегий в общении.
Стратегия «контролера» — стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием.
Стратегия «нанимателя» — адаптация к партнеру. Показательно, что разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. Так, «контролеры» всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям «вертикального взаимодействия». Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.
Следует отметить, что существуют и обратные влияния: например, человек, попавший в общении на самую «верхнюю» позицию, обязательно в большей степени будет «контролером», чем если бы он был внизу: положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие.
- Правила раскрепощения
- Утро вечера мудренее.
- Работая, умейте расслабиться.
- Учет гендерных особенностей
- Модели аргументации при обсуждении проблем женщинами и мужчинами
- Типология личности собеседников
- Типология собеседников и принятие решений по д. Одзаве
- Типы манипуляторов:
- Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка по в. Зигерту и л. Ланге