logo search
Крыло чертежи_1 / Треугольное крыло

Доставку ок "Буран" на космодром Байконур и последующую транспортировку можно разбить на несколько стадий:

1.

Сначала собранный на Тушинском машиностроительном заводе (ТМЗ) планер ОК "Буран" готовится к отправке на космодром: ему предстоит транспортировка по земле, по воде и воздуху. Для этого с корабля снимается вертикальное оперение, часть бортового оборудования, устанавливается хвостовой обтекатель. Фюзеляж орбитального корабля длиной около 40 метров, с крыльями размахом 24 метра и массой около 50 тонн на специальной транспортной тележке подвозят к специально возведенному причалу на берегу Москва-реки. Именно для транспортировки "Бурана" по суше вдоль всего маршрута в Тушинском районе Москвы целый ряд улиц подвергся серьезной реконструкции: они были расширены, перекрестки спрямлены, изменены маршруты трамвайных и троллейбусных линий.

Подготовка к транспортировке в цехах ТМЗ

Транспортировка планера "Бурана" на специальной тележке по улицам Москвы (Тушинский район)

Установка груза на речной барже

Далее груз закатывают на специально приспособленную баржу, оборудованную балластными цистернами для изменения осадки (для беспрепятственного прохождения под мостами), и по Москва-реке доставляют на подмосковный аэродром. На весь период перевозки от ТМЗ до аэродрома планер "Бурана" закрыт специальным чехлом, изменяющим (в целях секретности) форму и конфигурацию груза.

Перевозка "Бурана" по Москве-реке в центре Москвы

Перегрузка с баржи

Транспортировка груза по подмосковному аэродрому

2.

На аэродроме при помощи мостового крана (подъемного устройства ПКУ-50) "Буран" устанавливают на самолете-носителе ВМ-Т "Атлант". В качестве самолета-носителя использован доработанный дальний бомбардировщик 3М, обладающий великолепными летно-техническими и взлетно-посадочными характеристиками, обусловленными высоким аэродинамическим качеством. Для новой роли ему удлинили и усилили фюзеляж, существенно изменили хвостовое оперение, так как крупногабаритный груз затенял киль, установили три опоры и стыковочные узлы.

Установка на самолет-носитель

Начало воздушного пути

После пробных полетов с макетами орбитального корабля самолет-носитель доставил на Байконур уникальный крупногабаритный груз - космический корабль "Буран". Самолет-носитель производил посадку на ВПП аэродрома "Юбилейный", куда впоследствии садился и сам "Буран" после своего первого космического полета.

3.

Впоследствии, после введения в эксплуатацию самого большого в мире транспортного самолета Ан-225 "Мрия", все воздушные транспортные операции выполнялись на нем.

4.

Разгрузо-погрузочные, монтажно-установочные работы и транспортировка на космодроме Байконур

Снятие "Бурана" с самолета-носителя подъемно-установочным агрегатом ПУА-100 на космодроме Байконур

Транспортировка "Бурана"  на автомобильном ТА в МИК ОК космодрома Байконур

Закатка "Бурана" в МИК ОК космодрома Байконур

Транспортирование ОК между монтажно-испытательным корпусом (МИК) ОК, площадкой огневых контрольных испытаний, технической позицией РН, технической позицией многоразового ракетно-космического комплекса (МРКК) и посадочным комплексом ОК выполняется по специальным автомобильным дорогам на транспортном агрегате (ТА) с помощью тягачей. Транспортный агрегат представляет собой самоходный колесный автопоезд, состоящий из двух тягачей и прицепа, общей грузоподъемностью 100т. Несмотря на большую длину, автопоезд обладает хорошей маневренностью за счет поворота всех осей прицепа.

Основные характеристики транспортных средств

ТА

ТУА

   Масса в снаряженном состоянии, т

126 (без ОК)

2756 (без МРКК и тепловозов)

   Грузоподъемность, т

100

571

   Габаритные размеры (без груза), м:

             длина

58,8

56,3 (без тепловозов) 90,3 (с тепловозами)

             ширина

5,4

29,5

             высота

3,2

21,2

   Скорость движения, км/ч

до 10 (с ОК) и до 40 (без ОК)

до 5 (с МРКК)

   Расстояние между колеями

-

20

   Ширина колеи

-

1,524

Для перегрузки ОК на ТА используется подъемно-установочный агрегат ПУА-100, который представляет собой уникальный комплекс электрогидромеханических систем с широким диапазоном технических возможностей, имеющий легкую конструкцию, несмотря на свои внушительные размеры. ПУА-100 обеспечивает на посадочном комплексе все перегрузочные операции с различными крупногабаритными технологическими грузами, доставляемыми на космодром самолетами транспортировщиками 3М-Т "Атлант" и Ан-225 "Мрия".

Установка ОК "Буран" на Ан-225 "Мрия" с помощью ТУА-100

Установка ОК "Буран" на Ан-225 "Мрия" с помощью ТУА-100

Орбитальный корабль внутри МИКа ОК с одного рабочего места на другое перемещается на специальном самоходном транспортно-технологическом агрегате (ТТА) или с помощью специальных мостовых кранов.

Транспортирование МРКК с технической позиции РН на техническую позицию МРКК и на стартовый комплекс выполняется на специальном транспортном установочном агрегате (ТУА, см.табл.) с помощью тепловозов. (До доработки ТУА использовался для транспортировки лунной РН "Н-1" на рубеже 60-70-х годов)

Более подробно вопросы речной и воздушной транспортировки рассмотрены на странице "Посадочный комплекс космодрома Байконур"

Погрузка ОК мостовым краном в МИКе ОК на транспортно-технологический агрегат

Транспортировка  ОК "Буран" на автомобильном транспортном агрегате (ТА) с технической позиции   ОК "Буран" на техническую позицию  ракеты-носителя "Энергия"на космодроме Байконур

Перегрузка в МИКе мостовым краном собранного МРКК на ТУА

Транспортировка МРКК "Энергия-Буран" на ТУА на стартовый комплекс

Транспортировка МРКК "Энергия-Буран" на ТУА на стартовый комплекс

Отработка транспортировки   "Бурана" на самолете Ан-225 "Мрия" на ВПП космодрома  Байконур перед перелетом на авиасалон в Ле-Бурже, Франция