Технологический маршрут изготовления конических зубчатых колес.
На построение маршрута обработки зубчатого колеса оказывает влияние степень точности и наличие термообработки.
Типовой маршрут обработки конических зубчатых колес 8-ой степени точности с отношением l/d1 осуществляется в следующей последовательности:
Сверление и растачивание отверстия.
Протягивание отверстия и шлицев.
Черновая и чистовая обработка наружных поверхностей.
Чистовое и черновое нарезание зубьев.
Контроль и обкатка колес.
Термообработка (закалка).
Шлифование отверстия и торца.
Контроль и подбор парных колес на обкатном станке.
Маршрут обработки колес с l/d1:
Черновое и чистовое растачивание отверстия, протягивание обоих торцов.
Черновое обтачивание конусов.
Шлифование торцов и отверстия.
Чистовое обтачивание конусов.
Черновое и чистовое нарезание зубьев.
Контроль на обкатном станке.
Термообработка (закалка).
Шлифование отверстия и торца.
Контроль и подбор парных колес на обкатном станке.
Маршрут обработки колес-валов аналогичен обработке цилиндрических колес-валов.
Нарезание конических колес может производиться дисковыми и пальцевыми фрезами по 8-9 степени точности и Ra = 10-5 мкм на горизонтально-фрезерных и универсально-фрезерных станках с делительным устройством при невысокой производительности. В крупносерийном производстве применяют специальные зуборезные станки.
Черновое нарезание конических колес производиться на зубофрезерных станках с двухпозиционным поворотным столом при одновременной обработке 2 - 4 заготовок комплектом дисковых фрез. При работе заготовка неподвижна, а возвратно-поступательные движения совершает фреза. После нарезания одного зуба фреза отходит и производится поворот заготовки для нарезания следующего зуба.
Н арезание может производиться двумя дисковыми фрезами по методу обкатки на специальных зубофрезерных станках. Этим методом нарезают колеса 7-8 степени точности с m10. Дисковые фрезы и заготовка совершают вращательное движение, а стол с заготовкой производит отвод – подвод для нарезания следующей впадины.
Нарезание пальцевыми фрезами производится в тяжелом машиностроении для колес диаметром 3000-5000 мм с m 50 при невысокой производительности.
Черновое нарезание зубьев может производиться на специальных зубофрезерных станках наборными дисковыми фрезами большого диаметра. В процессе работы колесо неподвижно, а его поворот осуществляется в момент отвода фрезы.
При использовании таких фрез могут использоваться трехшпиндельные станки.
Ч истовое зубострогание конических зубчатых колес производится на зубострогальных станках двумя резцами, совершающими прямолинейное возвратно-поступательное движение вдоль зубьев заготовки. Производится взаимное обкатывание заготовки и резцов.
С тальные зубчатые колеса m3 строгают за один ход, с m3 – за два хода.
При обработке небольших конических зубчатых колес для нарезания зубьев применяется круговые протяжки или специальные резцовые головки, имеющие 15 резцовых блоков для чернового и чистового нарезания зубьев. Заготовка при обработке неподвижна, а протяжка имеет возвратно-поступательные движения.
С пособ применяется в крупносерийном и массовом производстве на специальных автоматах и полуавтоматах, обеспечивается 7 степень точности и Ra = 5-2,5 мкм, и является самым производительным по сравнению с другими методами нарезания. Производительность в 3-5 раз выше зубострогания и в 8-10 раз выше, когда обработка производится за две операции: чистовую и черновую.
Нарезание конических зубчатых колес производится торцевыми резцовыми головками на специальных станках, в этом случае обеспечивается 7-8 степень точности.
После нарезания зубьев колеса подвергают обкатке на обкатных станках с последующей термической обработкой и при необходимости шлифованию или притирке. Это зависит от степени точности.
Обкатка зубьев производится на специальных зубообкатных станках в зацеплении с закаленной эталонной шестерней. Зубчатое колесо прижимается к обкатному, а в зону зацепления подается противозадирная смесь с машинным маслом. Обкатываемое зубчатое колесо приводится во вращение эталонной шестерней. Для равномерной отделки поверхностей зубьев обкатывание производится с автоматическим реверсированием движения.
При обкатывании незакаливаемых зубчатых колес упрочняется поверхность зуба, уменьшается шероховатость поверхности и происходит некоторое улучшение геометрии профиля.
Подбор в пару после термической обработки связан с тем, что зубья колес после термической обработке могут деформироваться, вызывая изменения в расположении пятна контакта. Операция подбора в пары производится на контрольно-обкатных станках перед шлифованием или притиркой, или непосредственно перед сборкой при отсутствии шлифования.
Шлифование зубьев может производиться по методу обкатывания одним или двумя дисковыми шлифовальными кругами, обеспечивается 5-6 степень точности. з
Притирка боковых поверхностей зубьев производится на специальных зубопритирочных станках при обработки колес в паре. В зону зацепления подается противозадирочная смесь с машинным маслом. Притирка позволяет повысить плавность работы колес, уменьшить шероховатость, исправить незначительные дефекты, уменьшить уровень шума.
- 1.Проектирование технологического процесса сборки машин.
- 1.1.Технико-экономическая оценка технологического процесса сборки.
- 2. Технология сборки токарно-винторезных станков.
- 3. Монтаж валов
- 4. Сборка зубчатых и червячных передач
- 4.1.Сборка цилиндрических зубчатых передач.
- 4.2. Сборка конических передач
- 4.3. Сборка червячных передач
- 5. Изготовление станин
- 5.1.Служебное назначение, технические требования и заготовки станин.
- 5.2. Технологические процессы изготовления станин
- Контроль станин. Проектирование технологического процесса обработки деталей на станках с чпу.
- 4.2. Сборка конических передач
- Сборка червячных передач.
- Изготовление станин. Служебное назначение, технические требования и заготовки станин.
- Технологические процессы изготовления станин.
- Контроль станин. Изготовление корпусных деталей.
- Контроль корпусных деталей. Изготовление валов.
- Контроль валов.
- Изготовление ходовых винтов. Служебное назначение, технические требования и заготовки ходовых винтов.
- Контроль ходовых винтов.
- Изготовление шпинделей.
- Контроль шпинделей. Изготовление цилиндрических зубчатых колес. Служебное назначение, технические требования и заготовки колес.
- Технологический маршрут изготовления цилиндрических зубчатых колес.
- Контроль цилиндрических зубчатых колес. Изготовление конических зубчатых колес. Служебное назначение, технические требования к заготовке конических зубчатых колес.
- Технологический маршрут изготовления конических зубчатых колес.
- Контроль конических зубчатых колес.
- Изготовление червячных передач.
- Технологический маршрут изготовления червяков и червячных колес.
- Контроль червячных передач.
- Изготовление шатунов. Служебное назначение, технические требования и заготовки шатунов.
- Технологический маршрут изготовления шатунов.
- Подгонка шатунов по весу.
- Контроль шатунов.
- Изготовление рычагов и вилок.
- Технологический маршрут изготовления рычагов и вилок.
- Контроль рычагов.