4.1. Общие сведения. Конструкция лифта
Подъемные машины в различных конструктивных исполнениях находят широкое применение во всех отраслях народного хозяйства. К наиболее распространенным разновидностям механизмов вертикального транспорта следует отнести лифты, используемые в городском хозяйстве и на промышленных предприятиях, а также шахтные подъемные машины, транспортирующие грузы и людей при подземном способе добычи полезных ископаемых.
Лифт представляет собой стационарный подъемник прерывистого действия с вертикальным движением кабины или платформы по жестким направляющим. Устанавливается в огражденной со всех сторон шахте, оборудованной на посадочных (погрузочных) площадках запирающимися дверями.
Лифты отличаются высокой степенью автоматизации и общедоступностью пользования, комфортабельностью и безусловной безопасностью. Только электрический привод может соответствовать тем высоким требованиям, которым должны удовлетворять современные лифты.
По назначению лифты подразделяются на пассажирские, грузопассажирские, больничные, грузовые с проводником и без проводника, малые грузовые.
Грузоподъемность пассажирских лифтов составляет 3500... 15000 Н (количество пассажиров от 5 до 21), грузовых лифтов - до 50 000 Н, малых грузовых лифтов — до 1600 Н.
В зависимости от рабочей скорости движения кабины различают следующие категории лифтов: тихоходные (до 0,5 м/с), быстроходные (до I м/с), скоростные (до 2,5 м/с), высокоскоростные (выше 2,5 м/с).
Основным оборудованием лифта являются кабина, подъемная лебедка, канаты, направляющие, противовес, ограничитель скорости, буфера или упоры, двигатель, электромеханическое тормозное устройство и аппараты управления. Оборудование лифта располагается в шахте и в помещениях выше и ниже нее.
В верхней части подъемной установки скоростного лифта (рис. 5.1) расположено машинное помещение, ниже него — полуэтаж с отводным шкивом 2 и центробежным ограничителем скорости 4. Вниз идет шахта, где перемешается кабина лифта 5. В современных лифтах тяговое усилие от двигателя ) к кабине 5
подъемника передается обычно посредством двухконцевой лебедки с канатоведущим шкивом, на котором канаты 3 располагаются в клиновидных или полукруглых дорожках на поверхности шкива в несколько заходов. Связь между шкивом и главными канатами осуществляется за счет трения. В нижней части шахты канаты проходят через направляющие шкивы 9.
Специальными устройствами, предохраняющими кабину и противовес от удара о пол шахты при отказе работы конечных выключателей, являются масляные гидравлические буфера 8, на которые «садятся» кабина и противовес. Применяются гидравлические и наружные буфера. Последние устанавливаются при сравнительно небольших скоростях движения. При давлении на верхнюю часть буфера внутри него масло из одной полости перетекает в другую, в результате чего удар смягчается. Посадка кабины на буфера происходит весьма редко. При обрыве канатов и превышении скорости срабатывают специальные ловители, установленные в нижней части конструкции кабины.
Существует несколько видов ловителей. Клещевой ловитель состоит из двух захватывающих клещей 2, скользящих при нормальной скорости движения вдоль направляющих 1 кабины. При движении кабины трос приводит в движение барабанчик 4. Клинья 3 расходятся в результате вращения вывинчивающихся валов и разводят задние концы клещей 2. Передние губки последних плавно захватывают направляющие, так как нажимное усилие растет постепенно по мере вхождения клиньев в зазор клещей. Путь кабины после срабатывания ловителей при высоких скоростях движения может составлять несколько метров. На небольших лифтах с малыми скоростями движения применяются ловители с клиновыми захватами, при срабатывании которых путь торможения составляет десятки сантиметров.
Двигатель лифта может быть связан со шкивом трения через редуктор или непосредственно. В соответствии с этим существуют два типа электропривода: редукторный и безредукторный. Применение каждого из них должно быть обусловлено технико-экономическим сравнением вариантов.
Редукторный привод оборудуется двигателями малых габаритных размеров с номинальными скоростями 62, 8. ..157 рад/с (600 ... 1500 мин-1), а также довольно дорогостоящим редуктором, который создает во время работы дополнительный шум. Применение редукторных лифтовых приводов обычно ограничивается скоростью движения кабины (до 2 ... 5 м/с).
Безредукторный привод оборудуется тихоходными двигателями небольших массы и габаритных размеров с номинальной скоростью 6,28 ... 12,6 рад/с (60... 120 мин-1).
Тихоходный двигатель, не имеющий редуктора, обеспечивает относительную бесшумность системы. В безредукторном приводе якорь двигателя и канатоведущий шкив устанавливаются на одном валу. Вследствие малых угловых скоростей запас кинетической энергии привода меньше, чем у редукторных приводов, что очень важно для механизмов с повторно-кратковременным режимом работы в связи со снижением потерь энергии в переходных процессах. Безредукторный привод применяется главным образом на скоростных и высокоскоростных лифтах.
Лифтом называется стационарная подъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим. Общий вид пассажирского электрического лифта приведен на рис. 4.1 где 1— станция управления, 2— ограничитель скорости, 3— механизм открывания дверей, 4 — двери кабины, 5-пол кабины, 6— пол этажной площадки, 7—двери шахты, 8— канат ограничителя скорости, 9 — натяжное устройство, 10 — приямок, 11 — буфер, 12 — противовес, 13 — направляющие противовеса, 14 — направляющие кабины, /5 — шахта, 16 — башмаки, 17 -отводка, 18 — кабина, 19 — ловитель, 20 — подвеска, 21 — подъемные канаты, 22 — подъемный механизм, 23 — машинное помещение. л Основные технические параметры лифта. Основными техническими параметрами лифта являются: грузоподъемность, скорость движения и высота подъема кабины.
Грузоподъемность лифта определяется массой наибольшего расчетного груза без учета массы кабины и постоянно расположенных в ней устройств.
Номинальная скорость кабины является скоростью установившегося движения кабины в нормальных условиях эксплуатации. Ее значение выбирают из следующего ряда: 0,25; 0,5; 0,71; 1; 1,4; 1,6; 2; 2,8; 4; 5,6; 7; 8 м/с.
Рис.4.1. Общий вид пассажирского электрического лифта
Остановочная скорость — скорость, при которой включается механизм обеспечения требуемой точности остановки.
Ревизионная скорость — скорость, при которой обслуживающий персонал осматривает оборудование шахты лифта с крыши движущейся кабины. Для лифтов, имеющих номинальную скорость до 0,71 м/с, допускается ревизия при движении вниз с номинальной скоростью.
Предельная скорость — скорость кабины при срабатывании ограничителя скорости механизма включения ловителей.
Расчетная высота подъема определяется архитектурно-планировочным решением конструкции здания.
Производительность лифта зависит от грузоподъемности, скорости, высоты подъема, характеристик пассажиропотока, схемы организации межэтажных перевозок и т. п.; определяется количеством пассажиров или массой груза, транспортируемых за 1 ч работа.
- Раздел 4 аэп лифтов и других подъемных устройств
- 4.1. Общие сведения. Конструкция лифта
- 4.2 Оптимизация движения кабины пассажирского лифта
- 4.3. Требования к электроприводу лифта
- 4.4. Системы электроприводов лифта
- 4.5 Система электропривода муфты
- 4.6. Электропривод типа улж для пассажирских лифтов жилых зданий
- 4.7.Электропривод скоростных и высокоскоростных лифтов
- 4.8. Автоматизированный двухскоростной электропривод быстроходного лифта.