4.4 Технологические методы сборки
Различают узловую и общую сборку машин.
При узловой и общей сборке осуществляют пригонку, соединение элементов изделия и регулировку его составных частей.
Пригонкой называют дополнительную обработку сопрягаемой поверхности детали для получения заданной посадки, геометрической точности и ее качества. Основными видами слесарно-пригоночных работ являются:
спиливание;
зачистка;
шабрение;
притирка;
полирование.
Спиливание – одна из слесарных операций, заключающаяся в срезании
слоя материала с заготовки напильником вручную или на станках. Производят в основном для пригонки сопрягаемых деталей, снятия заусенцев и неровностей; точность спиливания 0,01-0,05 мм, снимаемый припуск 0,1-0,5 мм. Средства механизации для спиливания – переносные машины с абразивным кругом (для больших поверхностей) и установки с гибким валом, работающие напильником или абразивным кругом (для небольших деталей).
Шабрение – отделочная обработка поверхности, предварительно обработанной резанием путем снятия тонкой стружки инструментом – шабером вручную или механическим путем. Применяют для устранения неплоскостности сопрягаемых поверхностей; обеспечения герметичного и плотного прилегания поверхностей разъема соединяемых деталей; повышения прилегания поверхностей в подшипниках скольжения. Этот процесс малопроизводителен и трудоемок; его заменяют шлифованием и тонким растачиванием.
Притирка - доводка деталей, работающих в паре, для обеспечения наилучшего контакта рабочих поверхностей. Применяют для плотного и герметичного соединения сопрягаемых деталей (клапаны двигателей внутреннего сгорания, плунжерные пары топливной аппаратуры). Притирку сопрягаемых деталей производят вручную или на специальных станках. После совместной притирки детали передают на сборку спаренными.
Полирование - обработка материалов до получения зеркального блеска поверхности. При слесарно-пригоночных работах уменьшает шероховатость поверхности; ее осуществляют на специальных станках.
После сборки и выверки положения сопряженных деталей в них часто по месту сверлят и развертывают отверстия под контрольные штифты. В некоторых случаях сверлят и нарезают отверстия под стопорные винты. В зависимости от габаритных размеров сопрягаемых деталей эти операции производят на сверлильных станках, ручными пневматическими или электрическими сверлильными машинами, на переносных радиально-сверлильных станках (в тяжелом машиностроении).
Соединения деталей делят на неподвижные и подвижные. Как неподвижные, так и подвижные соединения выполняют разъемными и неразъемными.
Разъемными называют соединения, которые могут быть разобраны без повреждения сопряженных элементов или крепежных деталей.
Неразъемными называют соединения, разборка которых при эксплуатации не предусмотрена; она вызывает повреждение сопряженных элементов или разрушение крепежных деталей или скрепляющего шва.
К неподвижным разъемным соединениям относят резьбовые, шпоночные и шлицевые.
Резьбовые соединения – соединения деталей при помощи резьбы. Осуществляют с помощью шпилек, болтов и винтов. Трудоемкость сборки резьбовых соединений в массовом производстве составляет 25-40% общей трудоемкости сборочных работ; поэтому вопросы ее механизации актуальны.
Соединения резьбовыми шпильками применяют при непосредственном сопряжении плоских поверхностей или с прокладками между ними. Соединению предшествует ввертывание шпилек в корпусную деталь.
Ввертывание шпилек производят различными ключами или патронами, захватывая их за резьбовую или гладкую цилиндрическую поверхность. В единичном или серийном производстве применяют ручные ключи. В массовом производстве применяют электро- или пневмошпильковерты с самораскрывающимися головками, а также специальные многошпиндельные установки; они в несколько раз повышают производительность сборщиков. Шпильки должны быть перпендикулярны плоскости спряжения и иметь заданную высоту над этой плоскостью. Перпендикулярность шпильки может быть проверена угольником и щупом, а ее высота – предельным шаблоном.
Резьбовые соединения собирают с предварительной затяжкой тележных деталей, которая зависит от сил, нагружающих соединение. Для выполнения затяжки применяют предельные ключи, выключающиеся при достижении заданного момента затяжки, и динамометрические ключи с указателем момента затяжки.
Болтовые и винтовые соединения в единичном и мелкосерийном производстве собирают с помощью гаечных ключей, что трудоемко и не обеспечивает равномерность затяжки. Время на сборку резьбовых соединений сокращают применением усовершенствованных ручных инструментов. К ним относят торцовый ключ, применяемый для работы на открытых участках; торцовый коловоротный ключ; торцовый шарнирный ключ, а также трещоточный и фрикционный ключи; торцовый шарнирно-трещоточный ключ, применяемый в труднодоступных местах.
Механизация сборки резьбовых соединений в условиях массового и серийного производства, а также в тяжелом машиностроении достигается применением электрических и пневматических инструментов. Они ускоряют сборку резьбовых соединений и повышают их качество.
Сборку резьбовых соединений нередко автоматизируют. Более легко автоматизируется сборка винтовых соединений, труднее – сборка соединений с резьбовыми шпильками и болтовых соединений.
Шпоночное соединение – неподвижное соединение вала и надетой на него детали (зубчатого колеса, муфты и т. д.) с помощью шпонки. В шпоночных соединениях используют призматические, сегментные и клиновые шпонки.
Штифтовое соединение - неподвижное соединение, которое осуществляют посредством конических и цилиндрических штифтов. Штифты применяют в качестве соединительного и установочного элемента, координирующего взаимное положение сопрягаемых деталей.
К неподвижным неразъемным соединениям относят соединения, выполненные с гарантированным натягом, развальцовкой, отбортовкой, клепкой, сваркой, пайкой и склеиванием.
Соединения с гарантированным натягом осуществляют на прессах или путем теплового воздействия на сопрягаемые детали. Применяют разнообразные прессы: винтовые ручные, реечно-рычажные, маятниковые педальные, пневматические, винтовые и реечные приводные, гидравлические и пневмогидравлические.
Сборку соединений с гарантированным натягом автоматизируют для посадки небольших деталей типа втулок, пальцев и штифтов.
Сборка с тепловым воздействием повышает прочность соединения в 1,5-2,5 раза по сравнению со сборкой на прессе, так как в этом случае микронеровности не сглаживаются. Сборку с тепловым воздействием производят с общим и местным нагревом охватывающей детали.
Развальцовывание применяют при сборке герметичных неразъемных соединений, осуществляемых путем увеличения диаметра полой охватываемой детали под действием давления, создаваемого вращающимся роликовым инструментом.
Развальцовывание производят на сверлильных, токарно-револьверных станках и специальных станках и установках, а также вручную.При автоматизированной сборке операции развальцовывания выполняют на специальных полуавтоматах и автоматах.
Отбортовка – загиб кромки металлического листа для соединения его с другим листом.
Клепка – процесс создания неразъемного соединения элементов конструкции, преимущественно из листового металла при помощи заклепок. Клепка включает операции образования отверстий в соединяемых элементах, вставку заклепок, получение замыкающей головки, т. е. собственно заклепки. Применяют для прочного и герметичного соединения деталей. С развитием технологии сварочного производства удельный вес клепки постепенно сокращается. Ее применяют в тех случаях, когда нагрев соединяемых деталей нежелателен, а также при сборке деталей из разнородных материалов (сталь – чугун, металл – пластмасса), сварка и пайка которых затруднена, а склеивание не обеспечивает нужной прочности.
Клепку выполняют в горячем и холодном состояниях. Горячую клепку применяют для заклепок диаметром более 14 мм. При горячей клепке заклепки нагревают до 1000-1100°С; заканчивается клепка при температуре 450-500°С. Клепку производят ударами пневматическими клепальными молотками или под прессом.
Для заклепок диаметром 3-12 мм используют пневматические прессы, диаметром свыше 12 мм – гидравлические и пневмогидравлические прессы. Клепальные прессы указанных типов применяют в виде стационарных установок или подвесных скоб. Для заклепок диаметром до 3 мм используют вибрационные, винтовые и педально-рычажные прессы. Для заклепок диаметром до 1 мм (часовая промышленность, приборостроение) применяют клепальные соленоидные машины. Электронные регулирующие устройства их позволяют точно установить силу ударов и продолжительность клепки.
Полуавтоматы и автоматы применяют для холодной клепки с наибольшим диаметром заклепок до 4 мм.
Сварка – технологический процесс образования неразъемного соединения деталей машин путем их местного сплавления или совместного деформирования. Сварка находит все более широкое применение в машиностроении. Она обеспечивает значительную экономию материала и снижает трудоемкость изготовления изделий. Специальные электросварочные машины включают в общий поток обработки деталей в механосборочном цехе. Сборочные работы при сварке предусматривают правильное положение соединяемых деталей и их временное скрепление. Применяемые методы сварки приведены табл. 7.
Пайка металлов является процессом соединения, при котором в зазор между нагретыми элементами вводят расплавленный припой, смачивающий их поверхности и скрепляющий соединяемые элементы после охлаждения и затвердевания. Расплавленный припой благодаря хорошему смачиванию поверхностей собираемых деталей и капиллярности проникает в соединительный шов и образует сплав, обладающий после затвердевания более высокой прочностью, чем прочность припоя.
В единичном и мелкосерийном производстве применяют пайку термическим контактом (паяльником) и газовой горелкой; в крупносерийном и массовом производстве детали нагревают в ваннах и газовых печах, а также широко применяют электронагрев. На многих заводах внедрены различные средства механизации пайки, включая индукционный нагрев.
Таблица 7 Характеристика основных способов сварки
Сварка | Материал свариваемых деталей | Рекомендуе-мая толщина или площадь сечения сва-риваемых элементов | Сварное соединение | Очистка элементов перед сваркой |
Электродуговая ручная с ме-таллическим электродом Автоматическая под флюсом
Электродуговая угольным электродом Аргонодуговая
Атомно-водо-родная Газовая
Газопрессовая
Контактная стыковым: оплавлением
сопротивле-нием
| Сталь, алюминие-вые сплавы
Сталь
Низкоуглеродистая сталь, алюминий, медь Нержавеющая сталь, алюминие-вые и магниевые сплавы Легированные стали Сталь, алюминие-вые, медные и твердые сплавы Сталь
Сталь и алюмини-евые и медные сплавы Сталь, алюминие-вые и медные сплавы
| > 1,5-2 мм
> 2-2,5 мм
4-12 мм
< 4 мм
< 8 мм
< 2 мм 10 мм
< 25000 мм2
< 25000 мм2
Прутки < 10 мм | Встык, внахле-стку с отбортов-кой, тавровые
То же
Встык, с отбор-товкой
Встык, тавро-вые, с отбортов-кой
То же
» Встык, с отбор-товкой Встык
Встык
» | Стальной щет-кой
Стальной щет-кой или газо-вым пламенем Стальной щет-кой
То же
»
»
Обработка ре-занием торцов
Стальной щет-кой
Обработка реза-нием торцов |
Продолжение табл. 7
Сварка | Материал свариваемых деталей | Рекомендуе-мая толщина или площадь сечения сва-риваемых элементов | Сварное соединение | Очистка элементов перед сваркой |
Точечная
Роликовая
Трением
Электрошлако-вая Конденсаторная
Ультразвуком
Электронным лучом в ваку-уме
Лучом лазера | Сталь низкоуглеро-дистая, легиро-ванная, нержаве-ющая, алюминие-вые и медные сплавы
То же
Сталь углеродис-тая, легирован-ная, цветные сплавы Сталь углеродистая и легированная Сталь углеродис-тая, легированная и нержавеющая
Однородные и раз-нородные метал-лы и сплавы Химически актив-ные и тугоплав-кие металлы и сплавы То же | < 12 мм < 10 мм < 6 мм
< 2,5 мм
< 2 мм
Круглые детали диаметром < 40 мм 20-600 мм
0,03-0,6 мм
0,05-0,5 мм
< 10 мм
< 1 мм | Внахлестку
»
Встык
Встык
Внахлестку
»
Встык
Внахлестку | Холоднокатаная сталь без очи-стки, горячекатаная сталь – трав-ление, песко-струйная об-работка или обработка ре-занием Пескоструйная обработка и обработка ре-занием Стальной щет-кой, песко-струйная обработка То же
Тщательная очистка и обезжиривание необязательны То же
»
» |
Перспективно развитие технологии пайки металлов и неметаллических материалов ультразвуком. Этот метод пайки удобен для деталей из алюминиевых сплавов.
Склеиванием соединяют детали из разнородных материалов, уменьшают массу изделий, обеспечивают герметичность и коррозионную стойкость деталей в местах соединения, снижают себестоимость изделий.
По сравнению со сварными, паяными и клепаными деталями в склеенных деталях напряжения распределены равномерно и не вызывают их коробления. Клеевые соединения хорошо работают на сдвиг, равномерный отрыв, переносят динамические и переменные нагрузки. К недостаткам клеевых соединений относятся их незначительная тепловая стойкость (для большинства клеев она не превышает 100°С), а также длительная выдержка при полимеризации.
Отечественная и зарубежная промышленность выпускает большое количество клеев для металла и неметаллических материалов. Среди них можно выделить основные группы.
1. Клеи на основе эпоксидных смол применяют при холодном и горячем соединениях металлов, керамики, пластмасс, древесины и других материалов.
2. Клеи на основе фенольных смол
3. Полиуретановые клеи.
4. Специальные клеи.
При склеивании сопрягаемые поверхности деталей очищают, обезжиривают и в некоторых случаях обрабатывают для получения| шероховатости, обеспечивающей лучшее удержание клея.
Кроме клеевых соединений применяют комбинированные – клеесварные и клеезаклепочные соединения.
- Дикань в.Л., Калабухин ю.Е., Мельник в.А. Т е х н о л о г и я м а ш и н о с т р о е н и я
- Глава 1 Введение в технологию 7
- Глава 6 Технико-экономические показатели технологических процессов
- Глава 7 Основы управления себестоимостью производства машины 99
- Глава 8 Перспективы развития технологии машиностроения 115
- Глава 1. Введение в технологию
- 1.1 Основные понятия и определение технологи
- 1.2. Сырье, топливо, энергия – основные понятия и определения.
- Глава 2 основные понятия и положения технологии машиностроения
- 2.1 Изделие и его элементы
- 2.2 Производственный и технологический процесс
- 2.3 Структура технологического процесса
- 2.4 Производственная структура машиностроительного предприятия
- 2.5 Производственная программа
- 2.6 Типы машиностроительных производств и характеристика их технологических процессов
- Глава 3 машина как объект производства
- 3.1 Служебное назначение машины
- 3.2 Показатели качества машины
- 3.3 Существующие виды обработки деталей машин
- Глава 4 характеристика технологических методов получения и обработки заготовок, оборудование, приспособления, технологическая оснастка, инструмент
- 4.1 Методы получения заготовок
- Чистые металлы имеют незначительные литейные свойства, поэтому из них не изготовляют отливки. Из сплавов для изготовления отливок используют лишь те, которые имеют хорошие литейные свойства.
- Литье в разовые литейные формы
- Литье в формы, изготовленные по разовым моделям
- Исправление дефектов отливок
- 4.2 Методы обработки заготовок
- 4.3 Методы покрытия деталей
- 4.4 Технологические методы сборки
- Глава 5 основные положения разработки технологического процесса изготовления машины
- 5.1 Исходная база и последовательность разработки технологического процесса изготовления машины
- 5.2 Ознакомление со служебным назначением машины
- 5.3 Изучение намечаемого количественного выпуска машин
- 5.4 Изучение рабочих чертежей машины
- 5.5 Основные положения разработки технологического процесса изготовления деталей машин
- 5.6 Основные положения разработки технологического процесса сборки машин
- 5.7 Пример разработки технологического процесса сборки машины
- Глава 6 технико-экономические показатели технологических процессов изготовления машины
- 6.1 Себестоимость машины
- 6.2 Трудоемкость единицы продукции и выработка
- 6.3 Станкоемкость единицы продукции
- 6.4 Сокращение цикла производственного процесса
- Глава 7 основы управления себестоимостью производства машины
- 7.1 Выбор наиболее экономичного варианта технологического процесса
- 7.2 Снижение себестоимости за счет сокращения затрат на материалы
- 7.3 Снижение расходов на заработную плату, приходящихся на единицу продукции
- 7.4 Увеличение производительности труда
- 7.5 Автоматизация производственных процессов
- 7.6 Улучшение условий труда и сокращение утомляемости
- 7.7 Снижение накладных расходов
- 7.8 Количество машин
- Глава 8 перспективы развития технологии машиностроения
- 8.1 Организационно-технические задачи развития машиностроения
- 8.2 Технологические задачи
- Іі Сталь
- IV Цветные металлы и сплавы
- V Технология обработки металлов резанием
- VI Инструменты при обработке металлов резанием (рис. 10).
- VII Погрешности при механической обработке
- VIII Типы производства
- IX Металлорежущие станки.
- X Мерительный инструмент.
- XI Понятия, связанные с финансово-экономической деятельностью предприятия
- Технология машиностроения