logo search
Совершенствование работы установок перегонки не

2.1.1 Рациональная и эффективная обвязка теплообменников

Исследования показали, что на установках АВТ и АТ имеются большие резервы по использованию вторичных ресурсов и увеличении температуры подогрева нефти в теплообменниках.

Однако увеличивать температуру подогрева перед К-1 возможно лишь до определенного предела, так как:

  1. увеличивается доля испарения светлых, и в результате увеличивается давление в системе, а это приводит к частой замене трубопроводов и арматуры;

  2. повышение температуры нефти на входе в печь приведет к увеличению температуры уходящих дымовых газов, и КПД печи будет уменьшаться.

На Уфимском НПЗ внедрена схема обвязки теплообменников, которая без добавления дополнительной поверхности позволяет подогревать нефть до 240–250оС. Данная схема приведена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Комбинированная схема подогрева нефти на АВТ:

1 – насос; 2 – теплообменник; 3 – электродегидратор; 4 – ректификационная колонна К-1; 5 – трубчатая печь; I – сырая нефть; II – обессоленная нефть; III – отбензиненная нефть; IV – обессоленная нефть в нижнюю часть конвекции; V – обессоленная нефть из печи; VI – газ и пары бензина; VII – дренажная вода из электродегидраторов; VIII –мазут в теплообменники; IX – легкая дизельная фракция; X – циркуляционное орошение К-2

Сырая нефть, нагретая до 90–100 оС двумя равными параллельными потоками за счет тепла дренажных вод из электродегидраторов и повторного использования тепла мазута и верхнего циркуляционного орошения колонны К-2, поступает на блок ЭЛОУ. После электродегидраторов нефть нагревается также двумя потоками: первый поток за счет тепла легкой дизельной фракции и верхнего циркуляционного орошения колоны К-2, второй – за счет тепла тяжелого дизельного топлива и мазута. Затем нефть одним потоком нагревается до 250 оС за счет тепла тяжелого дизельного топлива, промежуточного орошения К-2 и мазута.

После электродегидраторов и первой пары теплообменников часть потока нефти с температурой 110 оС направляется в нижние трубы конвекции, где нагревается за счет тепла уходящих дымовых газов до 250оС. Потоки нефти после теплообменников и печи объединяются и поступают с температурой 250 оС в колонну К-1. Это позволило исключить горячую струю, уменьшить энергозатраты, увеличить отбор бензина. Как упоминалось раннее, в горячей струе отбензиненной нефти меньше легких фракций, которые являются отпаривающим агентом, поэтому использование такой струи менее эффективно по сравнению с увеличением температуры нефти на входе в К-1 [14].