3.14.Ударные механизмы буровых станков
Станки пневмоударного бурения разрушают горную породу за счет нанесения ударной нагрузки по буровому инструменту. Механизмы, предназначенные для реализации ударной нагрузки на инструмент, получили название пневмоударников.
Пневмоударники бывают 2х типов:
- выносные;
- погружные.
Выносной пневмоударник находится вне скважины и передает ударный импульс на инструмент через буровой став.
Из-за значительных потерь энергии удара при прохождении ударного импульса через буровой став эти пневмоударники у нас в стране на буровых станках для открытых работ не применяются.
Такие конструкции ударных механизмов у нас применяются на буровых станках для бурения скважин небольшого диаметра (до 80-100мм) только на подземных работах, а за рубежом, как на открытых, так и на подземных работах и тоже для бурения скважин небольшого диаметра.
Погружные пневмоударники выгодно отличаются от выносных тем, что они устанавливаются в самом начале бурового става, передают ударный импульс непосредственно на буровую коронку и по мере углубления скважины погружаются в последнюю.
Потерь энергии удара из-за увеличения длины бурового става здесь нет. Вращательное движение пневмоударник получает через буровой став.
Недостатком погружных пневмоударников в сравнении с выносными является повышенный износ из-за более тяжелых условий работы.
3.14.1. Конструкция и принцип действия погружных пневмоударников.
Принцип действия всех пневмоударников одинаковый, и они отличаются только конструкцией отдельных элементов и схемой воздухораспределения.
Пневмоударник состоит из:
- цилиндра;
- поршня-ударника;
- воздухораспределительного устройства;
- передней головки, в которую крепится буровая коронка;
- переходника, для крепления пневмоударника к буровому ставу.
По типу воздухораспределительного устройства пневмоударники подразделяются на :
- клапанные;
- бесклапанные.
3.14.2. Клапанные пневмоударники
-
клапанное воздухораспределительное устройство;
-
поршень-ударник;
-
выхлопное отверстие;
-
цилиндр;
-
передняя головка;
-
буровая коронка;
-
каналы в корпусе цилиндра.
Рабочий ход: сжатый воздух поступает в заднюю полость цилиндра и перемещает поршень 2 вперед. В конце рабочего хода поршень 2 наносит удар по хвостовику коронки 6 и в этот момент задняя полость через выхлопное окно 3 соединяется с атмосферой.
Холостой ход: под действием давления воздуха сжатого поршнем в конце рабочего хода, переданного через канал 7, клапан перебрасывается и сжатый воздух через тот же канал 7 поступает в переднюю полость цилиндра. Поршень 2 совершает обратный (холостой) ход. В конце холостого хода передняя полость соединяется с атмосферой и под действием давления воздуха сжатого поршнем в конце холостого (на величину выше давления в сети) хода клапан возвращается в начальное исходное положение. Далее цикл повторяется.
По такой схеме работают пневмоударники: М-1900, М-1900УК, М-150У и др.
Кроме рассмотренных имеются еще пневмоударники с клапанным воздухораспределением, но без каналов в корпусе цилиндра.
Воздух в переднюю полость подается по центральному каналу. Такие пневмоударники иногда называют безканальными, к ним относятся М-48, М-29Т.
Схема пневмоударника М-48
3.14.4. Бесклапанные пневмоударники.
Отличаются от клапанных тем, что в их цилиндрах отсутствуют продольные каналы и нет, так называемых «рубашек» на цилиндре.
Воздухораспределение в этих пневмоударниках осуществляется за счет каналов в поршне и выточек в цилиндре.
Примером этого типа машин может служить пневмоударник П-1-75 (конструкция НИГРИ).
8- передняя головка; 9- коронка; 10- выточка в передней полости цилиндра; 11 - поршень-ударник.
1- переходник;
2- цилиндр;
3- выточка в задней полости цилиндра;
4, 6, 7 - каналы в поршне;
5- выхлопное отверстие;
Холостой ход: сжатый воздух поступает по каналам 4 и 7 и выточку 10 в переднюю полость цилиндра. Задняя полость через отверстие 5 сообщается с атмосферой. Поршень перемещается назад.
Рабочий ход: когда канал 6 поршня совмещается с выточкой 3, а передняя полость 10 через выхлопное отверстие 5 с атмосферой, сжатый воздух по каналам 4, 6 через выточку 3 поступает в заднюю полость и сообщает поршню рабочий ход.
К пневмоударникам с бесклапанным воздухораспределением относятся кроме названного еще и пневмоударники типа П-105К, П-125К, П-160А.
Достоинство пнемвоударников с бесклапанным воздухораспределением в сравнении с клапанным заключается в отсутствии у них каналов в корпусе цилиндра, что позволяет уменьшить толщину стенки цилиндра и увеличить рабочую площадь поршня, не увеличивая диаметр пневмоударника. Увеличение рабочей площади поршня приводит и к росту энергии удара.
Недостатки их в наличии каналов в поршне. Каналы являются концентраторами напряжения, поэтому их поршни имеют меньший срок службы чем у клапанных.
Основным мероприятием, способствующим повышению скорости бурения пневмоударниками, является увеличение их мощности.
Однако, повышение мощности за счет повышения энергии единичного удара ограниченно прочностью буровой коронки. Вследствие этого наиболее реальным направлением повышения мощности пневмоударников является увеличение числа ударов при сохранении максимально возможной энергии единичного удара.
- Литература:
- Модуль 1. Классификация горных машин. Свойства горных пород. Бурильные машин
- Классификация горных машин для открытой разработки полезных ископаемых
- Физико-механические свойства горных пород
- 3.1 Краткая история развития буровой техники
- 3.2 Способы бурения горных пород
- 3.3. Новые методы бурения
- 3.4 Основы теории разрушения при различных способах бурения горных пород
- 3.4.1. Основы теории вращательного шнекового бурения режущим инструментом
- 3.5. Классификация бурильных машин.
- 3.6 Конструкция буровых станков
- 3.7. Вращатели буровых ставов
- 3.8. Механизмы подачи буровых станков
- 3.9. Буровой инструмент станков ударно-вращательного бурения
- 3.10. Буровой инструмент станков шнекового бурения.
- 3.11. Буровой инструмент станков шарошечного бурения
- 3.12. Инструмент станков огневого бурения
- 3.13. Вращательно-подающие механизмы (впм) буровых станков.
- 3.13.3. Вращательно-подающий механизм роторного типа
- 3.13.4. Впм станков шнекового и пневмоударного бурения
- 3.14.Ударные механизмы буровых станков
- 3.14.3. Расчет основных параметров пневмоударников
- 3.15. Ходовое оборудование буровых станков.
- 3.16 Привод буровых станков.
- 3.17. Определеине критичской и эксплуатационной скорости вращения шнека.
- 3.18. Определение расхода воздуха на продувку скважины.
- 3.19. Пылеулавливание и пылеподавление при шарошечном бурении.
- 3.19.3. Конструкция и принцип работы пылеулавливающей установки
- 3.20. Определение основных параметров буровых станков.
- 3.21. Техническая характеристика буровых станков.
- 3.22. Основные направления совершенствования буровых станков.
- Машины для зарядки и забойки скважин
- 4.1 Машины для зарядки скважин
- 4.2 Машины для забойки скважин.
- Модуль 2. Экскаваторы
- 5. Экскаваторы
- 5.1 Одноковшовые экскаваторы
- 5.2 Рабочее оборудование одноковшовых экскаваторов
- 5.3. Расчет мощности подъемного и напорного механизмов прямой лопаты
- 5.4. Расчет мощности тяговой и подъемной лебедок драглайна
- 5.5. Поворотная платформа
- 5.6. Определение момента инерции вращающихся частей одноковшовых экскаваторов и мощности двигателя поворота
- 5.7. Ходовое оборудование
- 5.7.8. Эксцентриковый механизм шагания
- 5.8. Тяговый расчет гусеничного хода
- 5.9. Механическое оборудование одноковшовых экскаваторов
- 5.10. Силовое оборудование одноковшовых экскаваторов
- 5.11. Механизмы и аппаратура управления
- 5.12. Статический расчет одноковшовых экскаваторов
- 5.13. Производительность одноковшовых экскаваторов
- 5.14. Область применения, техническая характеристика и направления развития одноковшовых экскаваторов
- 5.15. Вскрышные экскаваторы
- Многоковшовые экскаваторы
- Основные показатели роторных экскаваторов:
- Конструкция рабочего оборудования
- Роторы камерной конструкции
- Роторы бескамерной конструкции
- Роторы комбинированной (полукамерной) конструкции.
- Ковши роторных экскаваторов
- Привод роторов
- Роторные стрелы
- Опорно-поворотное устройство
- Транспортирующее оборудование (конвейеры)
- Ходовое оборудование роторных экскаваторов
- Рельсовое ходовое оборудование
- Гусеничное ходовое оборудование
- Шагающе-рельсовое ходовое оборудование
- 5.15.5. Определение основных параметров роторных экскаваторов
- 5.15.7. Определение производительности многоковшовых экскаваторов
- 5.16. Техобслуживание и ремонт экскаваторов
- 5.17. Правила т.Б. При работе на экскаваторах
- Модуль 3.Вспомогательные выемочно-транспортирующие машины. Гидромеханизация
- Вспомогательные выемочно-транспортирующие машины
- 6. Бульдозеры
- 7. Скреперы
- 8. Рыхлители
- 9. Одноковшовые погрузчики
- 10. Машины для гидромеханизации
- 10.1.1. Классификация гидромониторов
- 10.1.3. Структура и параметры струи гидромонитора
- 10.1.4. Гидравлический расчет гидромонитора.
- 10.1.6. Автоматизация гидромониторных установок
- 10.1.7. Техническая характеристика гидромониторов (самоходные)
- 10.2.1. Классификация драг
- 10.2.2. Конструктивная схема многочерпаковой драги
- 10.2.3. Принцип работы драги
- 10.2.4. Производительность драг
- 10.2.6. Эксплуатация драг
- 10.2.7. Техническая характеристика драг
- 10.3.1. Классификация землесосных снарядов
- 10.3.2. Конструкция землесосных снарядов
- 10.3.3. Расчет производительности
- 10.3.4. Автоматизация землесосных снарядов
- 10.3.5. Требования безопасности при гидромониторных и землесосных работах
- 10.3.6. Техническая характеристика некоторых типов земснарядов