logo search
торговое оборудование

Тема 6. Подъемно-транспортное оборудование

План:

  1. Назначение, классификация подъемно-транспортного оборудования, требования к нему.

  1. Транспортирующие машины и механизмы.

  2. Грузоподъемные машины и механизмы.

  3. Погрузочно-разгрузочные машины и механизмы.

  4. Правила эксплуатации подъемно-транспортного оборудования (ПТО).

  5. Выбор типа ПТО и расчет потребности в нем.

1.

Торговля – одна из наиболее трудоемких отраслей народного хозяйства. Через предприятия торговли проходит огромное количество грузов, значительная часть которых разгружается вручную. Применение даже простейших видов ПТО способствует:

а) облегчению тяжелых и трудоемких работ по перемещению грузов;

б) повышению производительности и культуры труда;

в) ускорению погрузо-разгрузочных работ и сокращению времени простоя транспорта.

Замена тяжелого ручного труда машинами и механизмами обеспечивает:

- сохранность грузов и тары;

- правильное и более полное использование подсобных помещений.

Подъемно-транспортное оборудование предприятий розничной торговли представляет собой совокупность различных приспособлений, машин и механизмов, предназначенных для разгрузки транспортных средств и перемещений грузов в магазинах.

ПТО классифицируют по следующим основным признакам: по функциональному назначению; по принципу действия; по направлению перемещения грузов; по виду привода; по степени подвижности; по степени механизации. Классификация ПТО (Приложение 2).

Подъемно-транспортному оборудованию присвоены буквенно-цифровые обозначения. Буквами обозначают название оборудования и особенность его конструкции, а цифрами – номинальную грузоподъемность, производительность и номер модели (номер модели указывается цифрами после второго дефиса). Например: ТГВ-1250 – тележка грузовая с вилочным захватом грузоподъемностью 1250кг; КП-55 – конвейер пластинчатый производительностью 55 т/ч.

К подъемно-транспортному оборудованию, применяемому в торговле, предъявляют следующие основные требования:

а) прочность. Узлы машин не должны разрушаться или получать остаточную деформацию под влиянием внешних нагрузок;

б) износоустойчивость. Устанавливается для трущихся деталей, так как при их износе частицы материала могут попасть в продукты и сделать их непригодными к употреблению;

в) долговечность – обеспечивается высокой прочностью, жесткостью и износоустойчивостью рабочих узлов и деталей;

г) технологичность – предполагает, что конструкция машины будет простой в изготовлении и удобной в эксплуатации;

д) высокий коэффициент полезного действия - конструкция машины должна обеспечить как можно меньшие потери на преодоление вредных сопротивлений (трение, нагревание, торможение движения деталей машины), что позволит снизить потери электроэнергии;

е) соблюдение требований промышленной санитарии. Работа машины не должна отражаться на здоровье людей.

Для современных моделей ПТО характерны высокая производительность, надежность и безопасность в работе, удобство при эксплуатации и техническом обслуживании, экономичность в потреблении электроэнергии, компактность, что важно при механизации труда в небольших магазинах и складах.

2.

Транспортирующие машины и механизмы предназначены для горизонтального и слабонаклонного перемещения грузов, упакованных в различную тару: ящики, короба, мешки, бочки. По принципу действия транспортирующие машины и механизмы подразделяются на машины и механизмы непрерывного действия – конвейеры (ленточные, пластинчатые, роликовые), элеваторы и др., и периодического действия – тележки (ручные и самоходные), электротягачи.