Принципиальная схема сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя.
F1 F2 F3
F1 > F2 F2 < F3
Как видно, СПВРД отличается от дозвукового формами входного устройства и выходного сопла.
| M > 1 | M < 1 |
Для уменьшения скорости |
|
|
Для увеличения скорости |
|
|
Входное устройство имеет центральное тело, позволяющее снизить гидравлические потери, резко возрастающие при замедлении сверхзвукового потока. Так как это сверхзвуковой ПВРД, следовательно он используется при сверхзвуковых полетах, т.е. на входе в двигатель скорость достигает 2 и более Маха. Спрофилированный канал входного устройства – конфузорного типа, что позволяет достичь в его выходном сечении скорости, равной скорости звука. А затем в диффузорном канале уменьшить скорость до дозвуковой. Это необходимо для организации устойчивого и полного сгорания топлива в камере сгорания.
Сопло (выходное устройство) представляет собой сопло Лаваля, т.е. 2 состыкованных конуса сужающегося и расширяющегося сечений. Так как это сверхзвуковой ПВРД, то дозвуковой поток необходимо разогнать до скорости звука, что позволяет сделать конфузорный канал. В критическом сечении: . Для получения сверхзвукового потока на выходе из сопла используется канал диффузорного типа.
СПВРД при скоростях полета М = 2÷3 обладают высокой экономичностью, развивают большие тяги при малой массе и относительно простом устройстве.
Таким образом, эффективность ПВРД полностью определяется величиной . Поэтому ПВРД не может обеспечить взлет летательного аппарата, когда , и при его применении необходимы специальные стартовые устройства для разгона летательного аппарата до достаточно большой скорости полета. Этим объясняется его использование в комбинации с турбореактивными двигателями либо с ракетными двигателями. Отсутствие взлетной тяги, и очень сильная зависимость данных ПВРД от не позволяют его использовать в качестве основного двигателя силовых установок самолета, которые эксплуатируются в широком диапазоне . Этот двигатель применяется главным образом на летательных аппаратах одноразового действия специального назначения (самолетах-снарядах и др.), т. е. в тех случаях, когда особенно ценны их преимущества – высокая эффективность при очень больших и относительная легкость и простота конструкции.
Для устранения основных недостатков ПВРД были разработаны так называемые пульсирующие ВРД (ПуВРД).
Лекция №4. 05.03.08.
- § 1.4. Прямоточные воздушно-реактивные двигатели.
- Принципиальная схема дозвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя.
- Принципиальная схема сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя.
- Принципиальная схема пульсирующего воздушно-реактивного двигателя.
- § 1.5. Турбореактивные двигатели.
- Принципиальная схема турбореактивного двигателя.
- Принципиальная схема двухкаскадного турбореактивного двигателя.
- Принципиальная схема турбореактивного двигателя с форсажной камерой.
- § 1.6. Турбовинтовые двигатели.
- Принципиальная схема турбовинтового двигателя.
- Принципиальная схема турбовинтового двигателя со свободной турбиной.
- § 1.7. Турбовальные двигатели.
- Принципиальная схема турбовального двигателя со свободной турбиной.
- § 1.8. Двухконтурные турбореактивные двигатели.
- Принципиальная схема двухкаскадного двухконтурного турбореактивного двигателя с раздельным выходом.
- Принципиальная схема камеры смешения и форсажной камеры двухконтурного турбореактивного двигателя со смешением потоков обоих контуров