logo search
Осн

1.5.2. Требования к испытательным лабораториям

Одним из важных элементов обеспечения единства измерений является создание сети аккредитованных испытательных лабораторий и центров, которые отвечали бы общим критериям и требованиям для оценки правильности выдаваемых ими результатов измерений и испытаний.

Это необходимо с целью:

- оценки соответствия показателей качества продукции установленным требованиям, в том числе и метрологического характера;

- создания и стабильного воспроизведения необходимых условий для получения достоверной информации о значениях показателей качества и безопасности продукции при испытаниях установленными методами;

- взаимного признания результатов, полученных в разных лабораториях и центрах, в том числе и зарубежных.

Введение в РФ международного стандарта ИСО/МЭК 17025-99 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006) "Общие требования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий" направлено на выполнение вышеуказанных целей и означает, что испытательные лаборатории, претендующие на признание технической компетентности в проведении испытаний продукции, должны отвечать требованиям, установленным этим стандартом.

Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 испытательные лаборатории могут являться самостоятельными юридическими лицами или входить в состав более крупных организаций, но во всех случаях они должны быть стабильными в финансовом отношении и иметь ресурсы, необходимые для деятельности.

Если испытательная лаборатория хочет быть признана как независимая, она должна быть способна продемонстрировать свою беспристрастность и то, что ее сотрудники не испытывают никакого финансового или другого давления, которое могло бы оказать влияние на объективность результатов испытаний.

Главным требованием, предъявляемым к таким испытательным лабораториям, является разработка собственных систем менеджмента качества, а также административных и технических систем, применяемых для управления деятельностью лаборатории.

Документированные процедуры системы менеджмента качества могут содержать ссылки на нормативные документы, инструкции, рабочие методики, которые регламентируют требования к процедурам обеспечения качества.

Документация системы менеджмента качества должна быть доведена до сведения соответствующего персонала, понята им, доступна ему и выполняться им.

Политика в области качества и задачи системы менеджмента качества должны быть установлены в Руководстве по качеству, в котором должно содержаться описание действующей в лаборатории системы менеджмента качества.

Процедуры контроля качества испытаний в лаборатории изложены в разделах 5 и 6 ГОСТ Р ИСО 5725-6-2002.

Для проверки стабильности качества испытаний в этом стандарте рекомендуется использовать стандартные образцы и контрольные карты Шухарта (п. 6.2 ГОСТ Р ИСО 5725-6-2002).

Периодически в целях контроля качества результатов испытаний (не реже одного раза в год) лаборатория должна принимать участие в межлабораторных сравнительных испытаниях или программах проверки квалификации.

Кроме того, в лаборатории периодически в соответствии с графиком должны проводиться внутренние проверки деятельности лаборатории.

Программа этих проверок должна охватывать все элементы системы менеджмента качества, включая деятельность по проведению испытаний.

Необходимо также документировать процедуры проведения корректирующих воздействий по результатам внутренних проверок и контроля качества результатов испытаний.

Ключевым моментом деятельности лаборатории является улучшение этой деятельности, разработка мероприятий по улучшению на основе анализа результатов внутренних проверок, поставленных целей, анализа со стороны руководства, результатов корректирующих и предупреждающих действий.