logo search
тмс бак 2

4.3. Сборка червячных передач

Монтаж червячных колес на валах аналогичен монтажу цилиндрических зубчатых колес. Основной задачей при сборке червячных передач является обеспечение правильности зацепления червяка с зубьями колеса. Точность сборки червячных передач характеризуется соответствующими размерными цепями, определяющими отклонения межосевого расстояния, смещение средней плоскости колеса относительно оси червяка и отклонение межосевого угла в передаче. Для нормальной работы зубчатой передачи также необходимо обеспечить перпендикулярность оси червяка и червячного колеса. Перекос этих осей характеризуется величиной отклонения угла скрещивания оси червяка и зубчатого колеса в передаче.

Совмещение оси червяка со средней плоскостью колеса достигается методом регулирования с использованием подвижных и неподвижных компенсаторов. Требуемая точность угла скрещивания осей вращения червяка и колеса обычно достигается методами полной и неполной взаимности.

Правильность собранной передачи может контролироваться путем нанесения краски на винтовую поверхность червяка с последующим его медленным вращением. По месту расположения пятна краски на колесе судят о том, в какую сторону его нужно сместить. При правильном зацеплении величина пятна контакта должна составлять 60 – 70 % поверхности зуба по длине и высоте для передачи 7 степени точности, 50% для 8 степени точности и 30% для 9 степени точности. Рассмотрим схему возможного расположения пятна контакта в червячной передаче (рис.15).

а – смещение пятна влево; б – смещение пятна вправо; в – нормальное расположение пятна.

а) б) в)

Требуемая точность положения оси колеса относительно червяка достигается путем его перемещения в осевом направлении.

В собранной передаче контролируется боковой зазор между зубьями колеса и витками червяка. Передача контролируется на легкость вращения и подвергается обкатыванию.