1.2. Делопроизводство
ГОСТ Р 51141-98 рассматривает делопроизводство как «отрасль деятельности, обеспечивающую документирование и организацию работы с официальными документами».
Современное делопроизводство включает:
-
обеспечение своевременного и правильного создания документов (документирование);
-
организацию работы с документами (получение, передача, обработка, учет, регистрация, контроль, хранение, систематизация, подготовка документов для сдачи в архив, уничтожение).
К настоящему времени сложились две технологии делопроизводства, условно называемые «российской» и «западной».
Российская модель делопроизводства
В России предполагается централизация обработки документов с целью осуществления единого контроля их прохождения и исполнения. То есть, документы сначала докладываются в зависимости от степени важности вплоть до руководства организации, и при этом формируется соответствующее управленческое решение. Затем решение постепенно спускается по инстанциям — до конкретных исполнителей, все более детализируясь.
При исполнении документа возникают два информационных потока.
Первый информационный поток связан с движением самого документа:
-
документ поступает в канцелярию, где его регистрируют;
-
из канцелярии документ передается руководителю для вынесения по нему резолюции;
-
после вынесения резолюции и назначения исполнителей документ и его копии рассылаются исполнителям;
-
исполненный документ списывается в дело.
Второй информационный поток связан с оформлением регистрационной карточки документа:
-
в момент регистрации документа в его карточку вносятся реквизиты: регистрационный номер, присвоенный документу, информация о корреспондентах поступившего документа, краткое содержание документа, другие данные общего характера (например, состав документа, примечания и т.п.);
-
факт вынесения резолюции фиксируется путем добавления в регистрационную карточку информации об авторе резолюции, текста резолюции, фамилий исполнителей документа, срока исполнения документа, назначенного автором резолюции;
-
по исполнении документа в регистрационную карточку добавляются тексты отчетов исполнителей, фактический срок исполнения документа;
-
списание документа в дело сопровождается добавлением в регистрационную карточку номеров (наименований) дел, в которых будут храниться оригинал и копии исполненного документа.
Наличие двух информационных потоков является уникальной особенностью российского делопроизводства и иллюстрирует сложившийся порядок, когда одни сотрудники работают с документами, а другие — контролируют ход исполнения документов по формальным признакам.
Для российской технологии процессов делопроизводства характерно:
-
вертикальный характер движения документов внутри организации (руководитель исполнитель руководитель);
-
централизованный контроль и отслеживание всего комплекса работ с документами в регистрационных журналах, куда заносятся все сведения о документах и их перемещениях, резолюции начальства, данные по контролю сроков исполнения, отчеты и т.д.;
-
создание специализированных служб: управлений делами, секретариатов, канцелярий;
-
высокая степень стандартизации, так как технологии делопроизводства закреплены в государственных стандартах и инструкциях;
-
делопроизводство фактически отделено от работы с самими документами: руководители и исполнители работают непосредственно с документами (или их копиями), а делопроизводственный персонал отслеживает их действия с помощью регистрационных и контрольных карточек;
-
компьютерные технологии делопроизводства, в основном, обеспечивают сопровождение бумажного документооборота и снижение трудоемкости рутинных операций по обработке документов.
Отсутствие автоматизированной технологии управления документооборотом приводит к тому, что, как правило, в произвольный момент невозможно точно сказать, над какими документами работает организация, какова история и текущее состояние того или иного вопроса, чем конкретно заняты исполнители.
Российская модель делопроизводства порождает ряд проблем, главная из которых — противоречие между централизованным контролем работы с документами и, по сути, децентрализованным процессом собственно исполнения документов. В результате практически невозможно централизованно отследить движение документов в реальном времени без применения средств автоматизации: ведь это требует огромных трудозатрат не только на ведение регистрационных журналов и картотек в каждом подразделении, но и на оперативное централизованное сведение соответствующей информации в единые реестры предприятия.
Зарубежная модель делопроизводства
Западный подход к управлению характеризуется принципиально большей степенью децентрализации прав и ответственности. Это выражается в том, что должностные лица, отвечающие за решение тех или иных вопросов в организации, имеют все необходимые полномочия для работы с соответствующими документами. Например, в отличие от российской модели делопроизводства, документ после его получения без регистрации и занесения в картотеку будет отправлен исполнителю напрямую, и дальнейшая его судьба будет зависеть только от добросовестности сотрудника. Естественно, подобная децентрализация работы с документами существенно упрощает организацию документооборота.
Основной особенностью «западной» технологии является моделирование реальных процессов документооборота в конкретной организации и настройка на эти модели программных систем. Кроме того, характерными отличительными признаками являются:
-
горизонтальный характер движения документов, предусматривающий возможность попадания документа сразу к непосредственному исполнителю минуя руководство;
-
отсутствие централизованного контроля;
-
регистрация документов производится непосредственными исполнителями, некоторые виды документов не регистрируются;
-
отсутствуют специализированные подразделения делопроизводства и промежуточные звенья, что позволяет оптимизировать делопроизводственные процессы и разрабатывать новые технологии работы с документами;
-
компьютерные технологии ориентированы на максимально полное использование электронных документов и средств коллективной работы пользователей;
-
вовлечение в процесс документооборота на основе компьютерных технологий руководящего звена организации и стремление к отказу от бумажных носителей информации.
Параллельно с термином «делопроизводство» в последнее время используется термин «документационное обеспечение управления».
ГОСТ Р 51141-98 определяет термин «документационное обеспечение управления» как синоним термину «делопроизводство». На практике понятие «делопроизводство» более применительно к традиционным правилам и процедурам работы с документами, то есть регламентации документированной деятельности. В связи с существенными изменениями, связанными с применением новых информационных технологий, понятие «документационное обеспечение управления» в большей мере отражает современное функциональное назначение этой сферы деятельности.
Иными словами, делопроизводство — комплекс мероприятий (процессов) по обеспечению документационного обеспечения управления организации, а документационное обеспечение управления (рис. 1) — документирование (подготовка, оформление, согласование и изготовление документов); организация документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использования документов); систематизация архивного хранения документов (определение правил хранения информации, ее поиска и использования для поддержки принятия управленческих решений).
Появление термина «документационное обеспечение управления» связано с введением в управление документопотоком компьютерных систем и их организационным, программным и информационным обеспечением.
Общие требования к организации документационного обеспечения управления в главных управлениях, национальных банках, расчетно-кассовых центрах, вычислительных центрах, полевых учреждениях, учебных заведениях и других предприятиях, учреждениях и организациях системы Банка России устанавливает Инструкция по организации делопроизводства в учреждениях системы Банка России № 70-И.
|
| ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ |
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
| Документооборот |
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
Документирование (создание документа) |
| Регистрация и контроль исполнения документов |
| Продвижение документов |
| Систематизация и хранение документов |
Рис. 1. Задачи документационного обеспечения управления
В управленческих структурах в последние годы осуществляется переход от документационного обеспечения управления на более высокую ступень — к информационному менеджменту, то есть не только к документационному обеспечению, но и управлению документированными информационными ресурсами.
Информационный менеджмент — это современная технология, компонентами которой является документированная информация (документированные информационные ресурсы), персонал, технические и программные средства, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов (рис. 2).
| ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ |
| |||||||
|
| ||||||||
|
|
|
|
| |||||
| Документированная информация |
| Персонал |
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
| Технические и программные средства обеспечения информационных процессов |
| Процедуры и правила работы |
| |||||
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
Рис. 2. Основные компоненты информационного менеджмента
Все компоненты информационного менеджмента взаимосвязаны. Так, например, характеристики технического и программного обеспечения отчасти определяют возможности формирования и качество информационных ресурсов, требования к подготовке персонала, процедурам и правилам работы. С другой стороны, эти же компоненты влияют на формулирование требований к программному и техническому обеспечению. В свою очередь, характеристики информационных ресурсов предъявляют требования к структуре и квалификации кадров, влияют на выбор технического и программного обеспечения, установление процедур работы и т.п. Одновременно требования к работе персонала включают знание структуры и принципов формирования информационных ресурсов, правил и процедур работы, а также умения и навыки использования программных и технических средств.
- Учебно-методический центр Банка России, 2006 оглавление
- 1. Основные понятия и терминология 5
- 2. Автоматизация документооборота 20
- 3. Обзор систем электронного документооборота, присутствующих на российском рынке 37
- Введение
- 1. Основные понятия и терминология
- 1.1. Документ
- 1.2. Делопроизводство
- 1.3. Документооборот
- 2. Автоматизация документооборота
- 2.1. Информационные технологии в организации документационного обеспечения управления
- Основные прикладные программы, используемые в документационном обеспечении управления
- 2.2. Задачи и функциональные возможности систем автоматизации документооборота
- Р Рис. 7. Примерная карточка резолюции ис. 6. Примерная регистрационная карточка
- Серверная часть суд
- 2.3. Корпоративная система документооборота в Банке России
- 3. Обзор систем электронного документооборота, присутствующих на российском рынке
- Сравнение платформ автоматизации документооборота
- Заключение
- Библиографический список
- Электронный документооборот Учебно-методическое пособие
- 170100, Г. Тверь, ул. Советская, 13