Основные пути повышения производительности
Теория производительности машин и труда позволяет намечать наиболее эффективные пути повышения производительности труда, а следовательно, наиболее эффективные направления технического прогресса, пути автоматизации.
. Количественный анализ факторов, определяющих производительность труда, позволяет выявить следующие основные пути повышения производительности труда при автоматизации производственных процессов.
Первый путь заключается в уменьшении затрат живого труда Тж за счет сокращения числа рабочих, непосредственно занятых в процессе производства. Эта экономия достигается благодаря совершенствованию средств производства и управления, изменению организации труда, внедрению вычислительной техники и иных современных средств, позволяющих выполнять работу, которую раньше выполняли при обслуживании системы машин человек.
Такой путь автоматизации имеет ограниченные возможности повышения.
Предположим, что имеется участок из 100 станков, которые обслуживают 100 рабочих. Если в поточной линии общие затраты живого труда при Z=1 составляли Тж, то при обслуживании одним рабочим-оператором Z станков и неизменной заработной плате одного рабочего они составляют Тж/Z. Следовательно, общая экономия живого труда рабочих-операторов
где Тж — текущие затраты живого труда;
Z — число станков, обслуживаемых одним рабочим-оператором.
Если отнести экономию к первоначальному фонду заработной платы, то получим
Так, при обслуживании одним рабочим двух станков (Z=2) экономия уже составляет 50% заработной платы обслуживающего персонала (Э/ТЖ = 0,5).
Если увеличение Z в 2 раза (от 1 до 2) позволяет сэкономить 50% фонда заработной платы, то увеличение Z в 2,5 раза (от 2 до 5) дает возможность сэкономить только 40 %.
Рис. 1.5. Зависимость экономии живого труда от числа станков, обслуживаемых одним рабочим
Если при переходе от обслуживания одной машины к двум можно простейшими средствами сэкономить 50 % заработной платы, то при переходе от 50 к 100 станкам - только 1 %.
Следует отметить, что автоматизация приводит к уменьшению количества рабочих-операторов, но не наладчиков, число которых, как правило, возрастает особенно при низких показателях надежности оборудования.
Таким образом автоматизация с целью многостаночного обслуживания выгодна и позволяет создать автоматические системы машин в кратчайшие сроки лишь в тех случаях, когда они не требуют больших затрат сил, средств и времени.
Второй путь повышения производительности труда заключается в сокращении затрат прошлого труда благодаря снижению стоимости средств производства. Этот путь связан с совершенствованием средств производства, стандартизацией и унификацией механизмов, узлов и деталей машин, обеспечивающих снижение их себестоимости.
Третий путь заключается в сокращении затрат живого и прошлого труда благодаря повышению производительности средств производства, а следовательно, сокращению трудовых затрат на единицу изделия. Это достигается путем разработки новых прогрессивных технологических процессов и создания высокопроизводительных средств производства.
Генеральным направлением автоматизации является разработка новых, прогрессивных технологических процессов и создание таких высокопроизводительных средств производства, которые вообще невозможны, пока человек остается непосредственным участником выполнения технологического процесса.
Одним из основных направлений является создание высокопроизводительного автоматизированного оборудования.
- Оборудование автоматизированного производства
- Оглавление
- Введение.
- Машиностроительные заводы будущего
- Тема 1. Основы теории рабочих машин Основные положения теории производительности машин и труда
- Контрольные вопросы
- Коэффициент роста производительности труда
- Основные пути повышения производительности
- Контрольные вопросы
- Показатели производительности автоматизированных систем
- Коэффициенты оценки эффективности использования оборудования
- Тема 2. Построение автоматизированных производственных систем Концентрация операций
- Графо-аналитический метод определения оптимальной концентрации операций
- Контрольные вопросы
- Тема 3 Автоматы Структура автоматов
- Классификация автоматов
- Автоматы последовательного действия
- Автоматы параллельного действия
- Автоматы последовательно-параллельного действия
- Роторные машины
- Одношпиндельные автоматы
- Контрольные вопросы:
- Многорезцовые токарные полуавтоматы
- Токарные копировальные полуавтоматы
- Средства автоматизации в многошпиндельных автоматах
- Тема 4. Агрегатные станки Классификация и типовые компоновки
- Контрольные вопросы:
- Силовые головки
- Агрегатные станки с чпу
- Контрольные вопросы:
- Тема 5. Автоматические линии Структура автоматической линии
- Классификация автоматических линий
- Контрольные вопросы:
- Транспортно-накопительные системы
- Контрольные вопросы:
- Основные виды механизмов и устройств групповых ал
- Автоматические роторные линии
- 1, 6, 8, 11 — Конвейеры; 2 — заготовка (стаканчик); 3, 5, 7, 9, 10 — роторы;
- Контрольные вопросы:
- Тема 6 Робототехника Что такое робот и области их применения
- Развитие робототехники
- Состав, параметры и классификация роботов
- Контрольные вопросы:
- Манипуляционные системы
- Рабочие органы манипуляторов
- Контрольные вопросы:
- Классификация приводов роботов
- Сенсорные системы
- Устройства управления роботов
- Контрольные вопросы:
- Тема 7. Гибкие производственные системы (гпс)
- Терминология
- Оценка гибкости системы
- Контрольные вопросы:
- Формы организации гпс
- Расположение технологического оборудования в гпс
- Производственно-техническая структура и основные элементы гибких автоматизированных систем
- Контрольные вопросы:
- Роботизированные технологические комплексы
- Выбор технологического оборудования
- Виды ртк с одним промышленным роботом и их компоновки
- Однопозиционные ртк
- Алгоритм работы ртк
- Циклограмма работы ртк
- Многопозиционный ртк
- Структуры управляющих программ ртк
- Контрольные вопросы:
- Гибкие производственные модули
- Контрольные вопросы:
- Гибкие автоматизированные линии механообработки
- Новое в станкостроении
- Контрольные вопросы:
- Список литературы