Стартерные аккумуляторные батареи
На машине установлены две кислотные аккумуляторные батареи типа 6СТЭН-140М. Они размещены в аккумуляторном отсеке (рис. 237) в кормовой части десантного отделения за топливным баком. Общее напряжение батарей 24 В, емкость 140 А·ч, соединение — последовательное.
На машинах выпуска до 1 сентября 1969 г. аккумуляторные батарея установлены не рядом, а одна над другой.
Аккумуляторная батарея состоит из шести аккумуляторов (банок), остановленных в общем ящике и соединенных последовательно с помощью межаккумуляторных соединений 9 (рис. 238). Каждый аккумулятор состоит из соединенных в полублоки положительных 17 и отрицательных 14 пластин,
помещенных в эбонитовый бачок, заполненный электролитом. Между пластинами проложены сепараторы 16, которые предназначены для предотвращения контакта между пластинами. Основой пластин является свинцовая решетка, в ячейки которой вмазана активная масса, изготовленная из свинцовых окислов, обработанных электрохимическим путем. После обработки на положительных пластинах образуется двуокись свинца, а на отрицательных — губчатый металлический свинец.
В качестве электролита используется водный раствор серной кислоты. Сверху бачки закрыты крышками 10 с тремя отверстиями. Центральное отверстие — заправочное — закрыто пробкой 5 с вентиляционным отверстием, через два других проходят полюсные выводы 12 полублоков. Между крышкой и стенками устанавливается уплотнительная прокладка. По краям крышка залита кислотоупорной мастикой. Для защиты пластин и сепараторов от механических повреждений в каждом
аккумуляторе вставлен предохранительный эбонитовый щиток 13. Снизу полублоки пластин опираются на четыре выступа (призмы) 15, выполненные на днище банок. Выводные зажимы 7 батареи соединены с крайними полюсными выводами 12 и с помощью болтов и гаек соединяются с наконечниками электропроводов. Сверху ящик батареи покрыт кислотостойким лаком. Для защиты выводов имеется пластмассовая коробка 3. Аккумуляторная батарея усилена двумя ленточными стяжками 11, проходящими между бачками. Перенос батареи осуществляется с помощью ручек 5.
Работа аккумулятора заключается в том, что накопленная при зарядке электрическая энергия отдается во внешнюю цепь. При разрядке аккумулятора двуокись свинца на положительной и губчатый свинец на отрицательной пластинах превращаются в сульфат свинца. При этом образование сульфата происходит за счет электрохимического взаимодействия активной массы пластин с серной кислотой, в результате чего плотность электролита уменьшается. Количество электрической энергии, которое может накопить и отдать аккумулятор, зависит от количества активной массы, которая участвует в электрохимической реакции.
При зарядке под действием электрического тока, протекающего через пластины и электролит, происходит обратное превращение сульфата свинца в двуокись свинца на положительных пластинах и губчатый свинец на отрицательных. При этом плотность электролита повышается. Зарядка считается законченной, когда плотность электролита перестает повышаться, напряжение стабилизируется и наблюдается сильное газовыделение.
Обслуживание аккумуляторных батарей :
При контрольном осмотре проверить степень заряженности аккумуляторных батарей и напряжение по вольтамперметру.
При ежедневном техническом обслуживании и техническом обслуживании №1 и 2:
— проверить крепление аккумуляторных батарей и проводов к зажимам;
— очистить зажимы от грязи и пыли;
— проверить, нет ли течи электролита;
— проверить уровень электролита не реже чем один раз в 15 дней летом и 30 дней зимой;
— проверить плотность электролита не реже чем один раз в 30 дней;
— очистить отверстия пробок батарей;
— проверить состояние ящиков, клемм и мастики.
Один раз в год аккумуляторные батареи должны пройти контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) согласно Руководству по стартерным свинцово-кислотным аккумуляторным батареям (изд. 1974 г.).
Порядок проверки степени заряженности аккумуляторных батарей
Степень заряженности аккумуляторных батарей может быть приближенно определена путем проверки показаний вольтамперметра по зарядному току и напряжению. Для проверки степени заряженности аккумуляторных батарей по напряжению необходимо:
— включить выключатель батарей;
— поставить рычаг переключения передач в нейтраль;
— затянуть стояночный тормоз;
— поставить рычаг ручной подачи топлива на нулевую подачу;
— нажать на кнопку стартера (на 5—7 с) без подачи топлива в двигатель Напряжение должно быть не ниже 17 В. Если напряжение ниже 17 В, то аккумуляторы подлежат подзарядке.
Для проверки степени заряженности по зарядному току необходимо:
— подготовить двигатель к запуску;
— выключить все потребители;
— поставить рычаг переключения передач в нейтраль и затянуть стояночный тормоз;
— запустить двигатель и поработать 10—15 мин. Если зарядный ток будет больше 50А, то аккумуляторы подлежат подзарядке.
Не реже одного раза в 3 месяца подзаряжать аккумуляторные батареи током 8 А.
Для выемки аккумуляторных батарей необходимо:
— выключить выключатель батарей;
— снять левое (по ходу машины) сиденье десантного отделения;
— открыть защелки, снять левую крышку аккумуляторного отсека;
— открыть защелки и снять две крышки задних лючков аккумуляторного отсека для доступа к защитным коробкам батарей;
— снять защитные коробки 3 (рис. 238) клемм правой и левой аккумуляторных батарей, вывернув болты 2 крепления через лючки;
— отсоединить провод и перемычку от аккумуляторных батарей и поставить на аккумуляторные батареи защитные коробки 3;
— отвернуть два болта 24 (рис. 237) крепления корзины левой аккумуляторной батареи и снять крепежные планки 23;
— вынуть из отсека левую, а затем и правую аккумуляторные батареи вместе с корзинами; вынуть из корзин аккумуляторные батареи, ослабив стяжные болты 21 корзин; при снятии аккумуляторных батарей не допускать больших углов наклона аккумуляторов, а также замыкания полюсных выводов.
При эксплуатации машины в жарких условиях необходимо регулярно проверять уровень электролита. Для проверки вывернуть пробку 8 (рис. 238), вставить в заливное отверстие стеклянную трубку, закрыть ее сверху пальцем и вынуть. Уровень электролита должен быть 10— 12 мм над пластинами. Если уровень меньше указанного, дозаправить дистиллированную воду.
Состояние ящиков, выводные зажимы и мастики проверяются внешним осмотром. Выводные зажимы смазываются тонким слоем смазки УН (УС), а поврежденная мастика восстанавливается.
Плотность электролита полностью заряженного аккумулятора должна быть:
— для центральных районов с температурой воздуха до —30° С —1,27;
— для северных районов с температурой воздуха до—40° С —1,29;
— для южных районов с температурой воздуха до —20° С— 1,25;
— для районов с резко континентальным климатом с температурой воздуха ниже —40° С: зимой — 1,31, летом — 1,27.
Плотность электролита проверяется с помощью ареометра. В замеренную плотность должна вноситься поправка на температуру. Если температура электролита выше 15° С, к показаниям ареометра нужно прибавлять по 0,01 на каждые 15° превышения температуры, а если ниже, то отнимать такую же величину.
Для определения степени разряженности аккумуляторной батареи во плотности электролита необходимо подсчитать, насколько снизилась плотность по отношению к номинальной. Каждая 0,01 снижения плотности соответствует 5,0—6,25% снижения заряженности. Так, если первоначальная плотность составляла 1,27, а замеренная 1,22, то аккумуляторная батарея разрядилась на 25—30%.
В условиях эксплуатации допускается степень разряженности аккумуляторных батарей: в летних условиях — не более 50%, в зимних условиях — не более 25%. В случае большей разрядки аккумуляторные батареи подлежат сдаче на подзарядку.
Для установки аккумуляторных батарей в машину необходимо:
— присоединить перемычку к выводному зажиму «+» правой аккумуляторной батареи до установки батарей в машину, предварительно сняв защитную коробку. После присоединения перемычку закрыть защитной коробкой 3;
— выключить выключатель батарей;
— снять левое (по ходу машины) сиденье десантного отделения;
— открыть защелки и снять левую крышку аккумуляторного отсека;
— открыть защелку и снять две крышки задних лючков для доступа к защитным коробкам аккумуляторных батарей;
— установить правую аккумуляторную батарею в корзину и затянуть стяжной болт корзины;
— установить правую батарею с корзиной в отсек и протолкнуть ее до входа выступов на корзине в прорези на полке днища отсека;
— установить левую аккумуляторную батарею в корзину и затянуть стяжной болт корзины;
— поставить батарею с корзиной в отсек так, чтобы выступы левой корзины вошли в пазы правой;
— поставить на место крепежные планки 23 (рис. 237) и закрепить их болтами 24;
— через задние лючки присоединить перемычку и провода к выводным зажимам аккумуляторных батарей;
— установить на место защитную коробку, крышки лючков отсека и сиденье.
Охлаждение генератора осуществляется с помощью вентилятора 2 (рис. 157), закрепленного на шлицах корпуса 19 муфты привода генератора, который забирает воздух из воздухоочистителя и подает его через патрубок 8 (рис. 240) и шланг 2 в полость крышки 1. Здесь воздух
разделяется на три потока: первый поток идет на охлаждение коллектора и щеток и через отверстие в средней части корпуса выбрасывается наружу; второй поток проходит вдоль генератора, охлаждает катушки полюсов и пакет якоря и выбрасывается наружу через окна 10; третий поток проходит через каналы 8 (рис. 239) вращающегося якоря и отсасывающим вентилятором 10, закрепленным на валу якоря, выбрасывается наружу через отверстия защитного кожуха и корпуса.
- Методическая разработка
- «Техническая подготовка»
- Тема 3 : общее устройство бмп-2
- Учебные вопросы и расчёт времени:
- Основная часть:
- Электрооборудование:
- Источники электрической энергии
- Стартерные аккумуляторные батареи
- Электрический стартер
- Оборудование для плава
- Водооткачивающие средства
- Обслуживание оборудования для плава
- Устройство радиостанции
- Порядок работы на радиостанции
- Танковое переговорное устройство р-124 :
- Обслуживание средств связи
- Возможные неисправности средств связи и способы их устранения
- Заключительная часть -5 минут