Терминология
Согласно принятой в СССР терминологии (ГОСТ 26228—85) гибкой производственной системой (ГПС) называют совокупность в разных сочетаниях оборудования с ЧПУ, роботизированных технологических комплексов, гибких производственных модулей, отдельных единиц технологического оборудования и систем обеспечения их функционирования в автоматическом режиме в течение заданного интервала времени, обладающая свойством автоматизированной переналадки при производстве изделий произвольной номенклатуры в установленных пределах значений их характеристик (при этом заданный интервал времени устанавливается по согласованию с заказчиком ГПС).
По организационным признакам различают следующие виды ГПС: гибкая автоматизированная линия, гибкий автоматизированный участок, гибкий автоматизированный цех. В перспективе появятся и гибкие автоматизированные заводы (ГАЗ).
Гибкая автоматизированная линия (ГАЛ) — это гибкая производственная система, в которой технологическое оборудование расположено в принятой последовательности технологических операций.
Гибкий автоматизированный участок (ГАУ) — это гибкая производственная система, функционирующая по технологическому маршруту, в котором предусмотрена возможность изменения последовательности использования технологического оборудования.
Гибкий автоматизированный цех (ГАЦ) — это гибкая производственная система, представляющая собой в различных сочетаниях совокупность гибких автоматизированных линий, роботизированных технологических линий, гибких автоматизированных участков, роботизированных технологических участков для изготовления изделий заданной номенклатуры.
Основной составной частью ГПС. Является гибкий производственный модуль (ГПМ), которым называют единицу технологического оборудования для производства изделий произвольной номенклатуры в установленных пределах значений их характеристик с программным управлением, автономно функционирующую, автоматически осуществляющую все функции, связанные с их изготовлением, имеющую возможность встраивания в гибкую производственную систему.
Таким образом, ГПМ — это способная автономно функционировать, осуществляя многократные циклы, единица технологического оборудования с автоматизированным устройством программного управления (с ЧПУ), оснащенная автоматизированными устройствами (роботами) загрузки заготовок и удаления деталей (узлов), удаления отходов (например, стружки), подачи и замены инструментов, измерений и контроля в процессе обработки (сборки), а также диагностики неполадок и отказов в работе. ГПМ обладает способностью автоматизированной переналадки на выпуск разных изделий в пределах освоенной номенклатуры и своих технических возможностей, а также способностью встраиваться в ГПС.
Кроме ГПМ в состав ГПС (ГАЛ, ГАУ и ГАЦ) входят роботизированные технологические комплексы, системы обеспечения функционирования ГПС, автоматизированные транспортно-складские системы и автоматизированные системы инструментального обеспечения.
Роботизированный технологический комплекс (РТК) – это совокупность единицы технологического оборудования, промышленного робота и средств оснащения, автономно функционирующая и осуществляющая многократные циклы.
Система обеспечения функционирования ГПС — это совокупность в общем случае взаимосвязанных автоматизированных систем, обеспечивающих проектирование изделий, технологическую подготовку их производства, управление гибкой производственной системой с помощью ЭВМ и автоматическое перемещение предметов производства и технологической оснастки.
Автоматизированная транспортно-складская система (АТСС) — это система взаимосвязанных автоматизированных транспортных и складских устройств для укладки, хранения, временного накопления, разгрузки и доставки предметов труда, технологической оснастки.
Автоматизированная система инструментального обеспечения (АСИО) – это система взаимосвязанных элементов, включающая участки подготовки инструмента, его транспортирования, накопления, устройства смены и контроля качества инструмента, обеспечивающие подготовку, хранение, автоматическую установку и замену инструмента.
В состав ГПС (ГАЦ и ГАЗ) могут входить также роботизированные технологические линии и участки.
Роботизированная технологическая линия – это совокупность роботизированных технологических комплексов, связанных между собой транспортными средствами и системой управления, или нескольких единиц технологического оборудования, обслуживаемых одним или несколькими промышленными роботами для выполнения операций в принятой технологической последовательности.
Роботизированный технологический участок – это совокупность роботизированных технологических комплексов, связанных между собой транспортными средствами системой управления, или нескольких единиц технологического оборудования, обслуживаемых одним или несколькими промышленными роботами, в которой предусмотрена возможность изменения последовательности использования технологического оборудования.
Из приведенных определений следует, что гибкая производственная линия или участок — это комплекс из нескольких (двух и более) взаимосвязанных гибких производственных модулей, объединенных комплексной автоматизированной системой управления (КАСУ), автоматизированной транспортно-складской системой (АТСС) и автоматизированной системой инструментального обеспечения (АСИО), синхронизацию работы которых осуществляет (как и управление всем производственным циклом) единая управляющая ЭВМ (или сеть ЭВМ), обеспечивающая автономное функционирование ГАЛ или ГАУ в течение заданного интервала времени в условиях быстрых переходов на обработку любой другой детали (узла) в пределах технических возможностей оборудования, ГАЛ и ГАУ обладают способностью встраиваться в систему более высокого уровня, например, ГАЦ и ГАЗ.
Аналогичным образом гибкий автоматизированный цех (завод) — это производственная система, состоящая из нескольких (двух и более) взаимосоединенных гибких производственных линий или участков, объединенных единой системой управления производством и АТСС (КАСУ) с гибкой автоматизированной инженерной и технической подготовкой производства, обеспечивающей быструю перестройку технологии производства на выпуск новых изделий за счет интеграции систем автоматизированного проектирования объекта производства (САПР К), технологии и средств технологического обеспечения (САПР Т), а также автоматизированных систем научных исследований (АСНИ), управления технологическими процессами (АСУТП), производством (АСУП) и автоматизированной системы технологической подготовки производства (АСТПП).
Структурная схема гибких производственных систем любого вида показана на рис. 5.1. В состав технических средств гибких производств равноправно входят ГПМ, ГАУ, ГАЛ и ГАЦ как первого (для основного производства), так и второго (для осуществления технической подготовки производства) уровней.
Все они вместе с автоматизированными складами и связанными с ними автоматизированными участками комплектования всем необходимым для работы объединены комплексной автоматизированной транспортно-складской системой, являющейся объединяющим стержнем всего гибкого производства. Целесообразнее выполнять АТСС в виде единой системы, хотя она может состоять и из нескольких подсистем, например, подсистемы транспортирования спутников с заготовками, подсистемы (системы) инструментального обеспечения (АСИО) и других транспортных подсистем, в составе которых могут быть промышленные роботы и манипуляторы, а также специальные автоматические транспортные тележки.
Рис, 5.1. Структурная схема гибких производственных систем
Роль ГПМ, ГАУ и ГАЦ второго порядка могут выполнять ГПМ, ГАУ и ГАЦ первого порядка, когда их используют, например, для изготовления инструмента и технологической оснастки и, наоборот, когда ГПМ, ГАУ и ГАЦ второго порядка выпускают изделия основного производства).
Вся инженерная подготовка производства в ГПС автоматизирована и осуществляется с помощью связанных между собой систем автоматизированного проектирования как изделий основного производства, так и изделий технической подготовки производства (инструмента, оснастки и т. П.).
Комплексное управление всеми техническими средствами ГПС осуществляет комплексная автоматизированная система управления, опирающаяся на мощное информационное, организационное, математическое и программное обеспечение, используемое для решения всех задач управления, включая задачи АСУТП и АСУП нижнего уровня (планирование, диспетчирование, учет, транспортные и другие расчеты, выполняемые для получения оптимальных решений).
Так как ГПМ является основной составной частью ГПС и первым уровнем автоматизации. ГАЛ, ГАУ, ГАЦ – средний или основной уровень автоматизации, а гибкие автоматизированные заводы (ГАЗ) – высшая и наиболее сложная форма ГПС, одновременно являющаяся и высшей формой интеграции всех видов технических и информационных средств производства.
Накопленный опыт показывает, что гибкая автоматизация наиболее эффективна в случае применения ее на уровне линии или участка и на более высоком уровне.
- Оборудование автоматизированного производства
- Оглавление
- Введение.
- Машиностроительные заводы будущего
- Тема 1. Основы теории рабочих машин Основные положения теории производительности машин и труда
- Контрольные вопросы
- Коэффициент роста производительности труда
- Основные пути повышения производительности
- Контрольные вопросы
- Показатели производительности автоматизированных систем
- Коэффициенты оценки эффективности использования оборудования
- Тема 2. Построение автоматизированных производственных систем Концентрация операций
- Графо-аналитический метод определения оптимальной концентрации операций
- Контрольные вопросы
- Тема 3 Автоматы Структура автоматов
- Классификация автоматов
- Автоматы последовательного действия
- Автоматы параллельного действия
- Автоматы последовательно-параллельного действия
- Роторные машины
- Одношпиндельные автоматы
- Контрольные вопросы:
- Многорезцовые токарные полуавтоматы
- Токарные копировальные полуавтоматы
- Средства автоматизации в многошпиндельных автоматах
- Тема 4. Агрегатные станки Классификация и типовые компоновки
- Контрольные вопросы:
- Силовые головки
- Агрегатные станки с чпу
- Контрольные вопросы:
- Тема 5. Автоматические линии Структура автоматической линии
- Классификация автоматических линий
- Контрольные вопросы:
- Транспортно-накопительные системы
- Контрольные вопросы:
- Основные виды механизмов и устройств групповых ал
- Автоматические роторные линии
- 1, 6, 8, 11 — Конвейеры; 2 — заготовка (стаканчик); 3, 5, 7, 9, 10 — роторы;
- Контрольные вопросы:
- Тема 6 Робототехника Что такое робот и области их применения
- Развитие робототехники
- Состав, параметры и классификация роботов
- Контрольные вопросы:
- Манипуляционные системы
- Рабочие органы манипуляторов
- Контрольные вопросы:
- Классификация приводов роботов
- Сенсорные системы
- Устройства управления роботов
- Контрольные вопросы:
- Тема 7. Гибкие производственные системы (гпс)
- Терминология
- Оценка гибкости системы
- Контрольные вопросы:
- Формы организации гпс
- Расположение технологического оборудования в гпс
- Производственно-техническая структура и основные элементы гибких автоматизированных систем
- Контрольные вопросы:
- Роботизированные технологические комплексы
- Выбор технологического оборудования
- Виды ртк с одним промышленным роботом и их компоновки
- Однопозиционные ртк
- Алгоритм работы ртк
- Циклограмма работы ртк
- Многопозиционный ртк
- Структуры управляющих программ ртк
- Контрольные вопросы:
- Гибкие производственные модули
- Контрольные вопросы:
- Гибкие автоматизированные линии механообработки
- Новое в станкостроении
- Контрольные вопросы:
- Список литературы