logo search
Основы организации производства гл 5-7

1.6.3.2. Классификация кузнечных цехов

Кузнечные цехи классифицируют по следующим признакам: тип производства, преобладающий в данном цехе технологический процесс, максимальный вес фасонной паковки, ориентировочный годовой выпуск.

Тип производства является основным классификационным признаком. Различают кузнечные цехи единичного, серийного и массового производства. Тип производства определяет преобладающий технологический процесс изготовления поковок в цехе – свободная ковка, штамповка, прокатка, гибка и т.д.

По первым двум признакам определяют классы и наименования цехов – кузнечные, кузнечно-прессовые, кузнечно-штамповочные. По третьему и четвертому признакам – максимальному весу поковок и годовому выпуску – определяют группы цехов внутри класса.

Кузнечные цехи делятся на 5 классов и 13 групп. Например, кузнечные цехи свободной ковки значительно отличаются друг от друга. Если в легком станкостроении и инструментальной промышленности, в связи с отсутствием должной специализации, это небольшие цехи (I класса), оборудованные преимущественно ковочными молотами, то в тяжелом машиностроении – это крупные цехи, оснащенные мощным и дорогим оборудованием; такие цехи относятся к III классу. Например, кузнечно-прессовый цех крупного машиностроительного предприятия всегда оборудован парогидравлическими прессами большой мощности, на которых изготовляют уникальные поковки валов гидротурбин, коленчатых валов, рабочих цилиндров и т.д. каждый пресс обслуживает батарея нагревательных печей.

Цехи подетально-специализированных предприятий относятся к V классу. Это кузнечно-штамповочные цехи для запасных частей, клапанов и т.д. Здесь изготовляются поковки постоянной и ограниченной номенклатуры. В таких цехах преобладает штамповка на кривошипных горячештамповочных прессах и высадка на горизонтально-ковочных машинах, работают механизированные поточные линии.

Режим работы кузнечных цехов зависит от типа и масштаба производства. Для кузнечно-прессовых цехов единичного и мелкосерийного производства в тяжелом машиностроении (III класс) рекомендуется 3-сменный режим работы. Это связано с необходимостью наиболее полного использования уникального оборудования.

Для кузнечных цехов мелко- и среднесерийного производства (I и III классов) характерен двух- или трехсменный режим работы, поскольку трудоемкость переналадки оборудования здесь невелика. Наиболее целесообразным режимом работы кузнечно-штамповочных цехов крупносерийного и массового производства (IV и V классов) является двухсменный при наличии подготовительной смены. Об этом свидетельствует опыт работы кузнечно-штамповочных цехов автомобильных предприятий и других цехов крупносерийного производства.