logo search
Конспект лекций

75. Основные нефтепродукты, их характеристика и применение. Понятие октанового и цетанового числа.

Переработкой нефти получают продукты более 10 тысяч наименований. По объёму потребления для народного хозяйства имеет искусственное жидкое топливо, смазочные масла и консистентные смазки.

Карбюраторное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с зажиганием от электрической искры. Основной показатель - детонационная стойкость, оцениваемая октановым числом, изменяющимся от 0 до 100. Октановое число определяется процентным содержанием мало склонного к детонации изооктана по сравнению с присутствующим в топливе нормальным гептаном, сгорающим со взрывом и вызывающим преждевременный износ двигателя. Качество топлива тем лучше, чем больше в нем изооктана, чем выше октановое число(автомобильные бензины - 66, 72, 76, 93, 95, 98; авиационные бензины - 70, 91, 95, 100).

Дизельное топливо используется в поршневых двигателях дизеля, воспламеняется от сжатия. Основная характеристика воспламеняемости - цетановое число, характеризует склонность дизельного топлива к воспламенению. Цетановое число определяют по эталонной смеси сравнением легко воспламеняющегося цетана и трудно воспламеняющегося альфа-метилнафталина. Чем больше цетановое число, тем выше качество дизельного топлива. Для тихоходных двигателей используют соляровые масла с цетановым числом менее 40, для быстроходных - от 40 до 50.

Котельное топливо используют в паровых котлах, промышленных печах. К этому виду топлива относятся мазуты, жидкие продукты переработки каменных углей и горючих сланцев, гудроны.

Реактивное топливо применяется в реактивных и газотурбинных двигателях, получают его из нефти фракционной перегонкой. В основном, это керосины, содержащие различные присадки, увеличивающие термическую стабильность, усиливают смазывающие свойства продуктов сгорания.

Смазочные масла получают перегонкой мазута под вакуумом, применяются они во всех движущихся деталях для уменьшения трения и отвода теплоты. Лучшее сырье - малосмолистые и малопарафинистые нефти. По назначению классифицируются на моторные, индустриальные, турбинные, компрессорные и т.д.

Консистентные смазки получают добавлением к смазочным маслам загустителей(мыла, церезина, сульфидов). Это улучшает их вязкостно-температурные свойства, необходимые в условиях невозможности использования обычной смазки. Антифрикционные смазки - для уменьшения трения, износа; уплотнительные - для герметизации различных соединений; защитные - для предохранения от коррозии. При введении специальных присадок повышается стойкость к агрессивным средам, влаге и т.д.