§ 12. Обобщающее повторение
Вы совершили путешествие по воздушной оболочке Земли и сфере жизни. Эти оболочки имеют чрезвычайно важное значение, как в жизни человека, так и в составе движений, изменений и развитий литосферы и гидросферы, образуя с ними единое целое. Попытаемся обобщить наши знания. С этой целью необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить задания.
На дне какого океана обитает человечество?
Объясните, что означает выражение «тропосфера — фабрика погоды и климата»?
К каким широтам относится следующее описание погоды: Солнце стоит высоко над горизонтом. С утра солнечно и жарко. Усиливается испарение влаги. Становится душно. Образуются мощные кучевые облака. Из них в полдень выпадают ливневые осадки. Затем становится ясно и тихо.
Установите соответствие между метеорологическими элементами и приборами для их измерения:
1. температура воздуха а) барометр
2. атмосферные осадки б) термометр
3. атмосферное давление в) осадкомер
4. влажность воздуха г) флюгер
5. направление ветра д) гигрометр
*Объясните причину малой суточной амплитуды температуры воздуха над морями и океанами по сравнению с пустынями.
*Порассуждайте, при каких условиях температура воздуха с высотой возрастает.
Как и почему изменяется атмосферное давление на широте 50 °с.ш. зимой?
Объясните, почему при отрицательных температурах воздуха его насыщенность влагой уменьшается?
Какие виды влажности различают? В чем их сходство и различие?
Составьте таблицу: вид облаков, высота, внешний вид, осадки.
*Какие облака преобладают в Вашей местности зимой, а какие летом?
Что означают указанные количественные показатели: +14 °С; +58°С; 760 мм рт.ст.; -89,2 °С; 12000 мм в год.
*Сравните климаты западных и восточных берегов Евразии, расположенных вдоль параллели 50 °с.ш.
* Как Вы думаете, как бы изменился климат Европы, если бы Северо-Атлантическое течение было холодным?
Оказывает ли влияние на климат вашей местности Индийский океан?
Как Вы думаете, что представляла собой Земля при отсутствии «сферы жизни»?
*Порассуждайте на тему «Являюсь ли я частью биосферы?». Ответ обоснуйте.
Как Вы считаете, что произойдет, если исчезнут растения и животные. Раскройте взаимосвязи растений и животных.
Какая взаимосвязь существует между живыми организмами и атмо-, гидро-, литосферой.
Представьте себе: в биологическом круговороте нет микроорганизмов. Что произойдет при этом?
Докажите, что почва — особое природное тело.
Отразите особенности природных комплексов влажных тропических лесов и пустынь в таблице: название комплекса, температура воздуха, влажность, осадки, растительность, почвы, животный мир.
Выявите сходство и различие между заповедниками, заказниками и национальными парками.
- Тема 1. Атмосфера земли. Природа и климат.
- Тема 2. Биосфера
- Предисловие
- Раздел 1. Природа земли Тема 1. Атмосфера. Погода и климат § 1. Атмосфера
- § 2. Погода
- § 3. Температура воздуха
- § 4. Атмосферное давление
- § 5. Ветер. Направление и скорость ветра. Сила ветра.
- Шкала Бофорта для определения силы ветра
- § 6. Влажность воздуха. Туман и облака
- §7. Атмосферные осадки
- § 8. Климат и климатообразующие факторы
- § 9. Биосфера и ее границы. Геологическая роль живого вещества.
- § 10.Почвы, их использование и охрана
- § 11. Природные комплексы и их охрана
- § 12. Обобщающее повторение
- Раздел II
- § 14. Движение населения
- § 15. Размещение и расселение населения
- Тема 4. Политическая карта мира
- § 16. Понятие о политической карте мира
- § 17. Типы стран
- Тема 5. Природные ресурсы и хозяйственная деятельность
- § 18. Природные ресурсы
- § 19. Хозяйство
- Тема 6. Отрасли промышленности
- § 20. Энергетика. Угольная промышленность
- § 21. Нефтяная и газовая промышленность
- § 22. Электроэнергетика
- 5. Экологические проблемы
- § 23. Черная металлургия
- § 24. Цветная металлургия
- § 25. Машиностроение
- § 26. Химическая промышленность
- 3. Экологические проблемы
- § 27. Лесная промышленность
- § 28. Легкая промышленность
- § 29 Пищевая промышленность
- Тема 7. Сельское хозяйство
- § 30. Сельское хозяйство. Отрасли сельского хозяйства
- § 31. Животноводство
- Тема 8. Транспорт
- § 32. Транспорт
- § 33. Виды транспорта
- § 34. Обобщающее повторение