Основные прикладные программы, используемые в документационном обеспечении управления
Класс программных продуктов | Программные продукты |
Текстовые процессоры | Microsoft Word Lotus WordPro |
Табличные процессоры | Microsoft Excel for Windows Lotus 1-2-3 for Windows |
СУБД (системы управления базами данных) | Access for Windows Oracle MS SQL Server |
Коммуникационные программы | MS Outlook, MS Outlook Express MS Exchange Lotus Notes |
Программы оптического распознавания текста для перевода информации с бумажного носителя в электронный вид при помощи сканера | OCR CuneiForm CuneiForm Gold FineReader PRO |
Электронные словари и переводчики | STYLUS Lingvo |
Интегрированные пакеты | Microsoft Office for Windows Lotus SmartSuite |
Многие прикладные программы для создания и оформления текстовых документов предоставляют возможность проверки орфографии, что является еще одним существенным преимуществом использования компьютерных технологий.
Создание технологической базы для развития систем автоматизации документационного обеспечения управления не могло не привести к разработке ряда оригинальных информационных технологий работы с документами.
При этом природа данных технологий определяется необходимостью обеспечения пользователя привычными атрибутами традиционного делопроиз-водства.
C переходом на компьютерную обработку деловой документации эффективность документационного обеспечения управления как составной части управленческой деятельности существенно повышается:
1. В первую очередь это касается собственно создания и оформления деловых документов с помощью текстовых редакторов. Текстовые редакторы позволяют не только повысить скорость оформления документа, но и существенно повысить его качество по сравнению с «докомпьютерными» технологиями.
2. Информационные технологии позволяют также обеспечивать удобное хранение документов, которое реализуется в виде многоуровневой структуры папок на диске компьютера. В операционной системе Windows эта задача может быть выполнена, например, с помощью программы Проводник.
3. Не менее важная задача документационного обеспечения управления — это организация регистрации (учета) документов, а также контроль за сроками их исполнения. Причем учет и хранение документов необходимо организовать таким образом, чтобы возможен был быстрый и эффективный поиск любого документа. Эта задача может быть решена с помощью табличных редакторов и СУБД.
4. Уровень автоматизации делопроизводства существенно повышается, если в каждом подразделении организации установить компьютеры, связанные локальной сетью. Необходимым условием функционирования такой системы является существование потоков электронных документов в виде файлов, а не бумажных копий. Работа с такими документами происходит по унифицированной схеме ЕГСДОУ (Единая государственная система документационного обеспечения управления) с той лишь разницей, что передача их происходит от компьютера к компьютеру, стоящих в разных подразделениях организации. Это существенно повышает скорость прохождения документов, позволяет обрабатывать поступающие документы с помощью текстовых редакторов, баз данных, электронных таблиц. Такой способ ведения документационного обеспечения управления называют безбумажной технологией.
5. Документы, поступившие в организацию по каналам электронной почты или созданные в таком «электронном офисе» уже существуют в форме, доступной для компьютерной обработки. Несколько большую проблему представляют собой документы, поступившие в организацию в виде бумажных копий. Такие документы можно подвергнуть сканированию и обработке с помощью специализированных программ оптического распознавания текста.
В дальнейшем в работе с этими документами реализовываются все преимущества информационных технологий их обработки. Так, привычный порядок, когда документы распределяются по папкам, папки — по шкафам, шкафы — по кабинетам, нашел свое отображение в системах управления документами. Такие системы обладают чрезвычайно простым и удобным интерфейсом, который наглядно отображает структуру хранения документов. При этом поиск какого-либо документа может полностью повторить порядок традиционного поиска: в «своем электронном кабинете» исполнитель открывает электронный «шкаф», «папку» и путем просмотра документов, сложенных в определенном порядке (например, по возрастанию регистрационных номеров), быстро находит нужный материал. Естественно, такие системы реализуют и другие способы поиска, но зачастую визуальное отображение созданного пользователем «хранилища» позволяет найти нужный документ быстрее.
Другая особенность правил документооборота, заключающаяся в том, что какой-либо тип документа (например, накладная) по правилам данной организации должен быть обязательно направлен конкретному сотруднику, породила системы управления ходом работ. Данные системы позволяют строго регламентировать направления документопотока в зависимости от типа документа и значений его реквизитов, автоматически направляя документ определенному исполнителю при возникновении заранее сформулированных условий. Например, если в платежном документе обозначена сумма до тысячи долларов, то он направляется на подпись финансовому директору, а свыше — только президенту компании. Примером среды разработки таких систем является, например, пакет Staffware.
С другой стороны, правила документооборота могут, наоборот, требовать полной свободы в определении маршрута движения документа. При этом каждый предыдущий исполнитель документа сам определяет, кому должен быть передан документ на очередном этапе.
Технология, поддерживающая организацию групповой работы с документами, получила название workgroup management.
Постоянные организационные трудности несет с собой параллельная работа с документом нескольких исполнителей. Такая работа требует неоднократных передач друг другу проектов документов, особенно если содержание одной части документа влияет на содержание другой. С появлением компьютерных сетей у пользователей возникло естественное желание автоматизировать параллельную работу с документом таким образом, чтобы, во-первых, несколько исполнителей могли одновременно обратиться к одному и тому же документу, а, во-вторых, изменения, внесенные кем-либо из исполнителей, немедленно становились известными другим участникам процесса. При кажущейся простоте постановки вопроса обеспечение группового доступа к документу породило множество проблем (например, как реагировать на одновременную правку одного и того же фрагмента текста), которые нашли свое разрешение в системах, реализующих технологию группового доступа (groupware), например, в пакетах Lotus Notes.
Во многих компаниях автоматизация документационного обеспечения управления базируется на двух простых технологиях: электронной почте, позволяющей обмениваться данными, и системе управления документооборотом, позволяющей осуществлять единый контроль над всеми документами организации.
При автоматизации процессов документационного обеспечения управления часто путают два термина: «делопроизводство» и «документооборот». Как говорилось выше, делопроизводство — это термин, применяемый для обозначения формального набора правил работы с документами, а документооборот — движение документов в организации.
Существуют системы документооборота, которые можно настроить на необходимые правила делопроизводства. Но есть и системы, которые изначально ставили своей целью поддержку именно этих правил и в этом смысле не обладают более общими функциями в достаточной мере для того, чтобы их можно назвать системами документооборота. С другой стороны, свод правил делопроизводства, который принят в России, довольно обширен, и настройка системы документооборота на эти правила — задача не тривиальная.
- Учебно-методический центр Банка России, 2006 оглавление
- 1. Основные понятия и терминология 5
- 2. Автоматизация документооборота 20
- 3. Обзор систем электронного документооборота, присутствующих на российском рынке 37
- Введение
- 1. Основные понятия и терминология
- 1.1. Документ
- 1.2. Делопроизводство
- 1.3. Документооборот
- 2. Автоматизация документооборота
- 2.1. Информационные технологии в организации документационного обеспечения управления
- Основные прикладные программы, используемые в документационном обеспечении управления
- 2.2. Задачи и функциональные возможности систем автоматизации документооборота
- Р Рис. 7. Примерная карточка резолюции ис. 6. Примерная регистрационная карточка
- Серверная часть суд
- 2.3. Корпоративная система документооборота в Банке России
- 3. Обзор систем электронного документооборота, присутствующих на российском рынке
- Сравнение платформ автоматизации документооборота
- Заключение
- Библиографический список
- Электронный документооборот Учебно-методическое пособие
- 170100, Г. Тверь, ул. Советская, 13