Принципиальная схема двухкаскадного двухконтурного турбореактивного двигателя с раздельным выходом.
Н'-В – входное устройство;
В-К1 I – компрессор низкого давления I контура;
К1 I-КI – компрессор высокого давления I контура;
КI-Г – камера сгорания;
Г-Т1 – турбина высокого давления;
Т1-Т – турбина низкого давления;
Т-Т' – выходной канал I контура;
Т'-СI – выходное сопло I контура;
В-КII – компрессор II контура;
КII-К'II – выходной канал II контура;
К'II -СII – выходное сопло II контура.
ТРДД имеет два кольцевых коаксиальных газовоздушных тракта: внутренний, образующий первый контур, и внешний, образующий второй контур.
Первый контур является основным и служит, как и газовоздушные тракты ТРД и ТВД, для получения работы при сжигании топлива. Соответственно он содержит те же, необходимые для выполнения этой задачи, основные элементы. Однако по способу использования получаемой работы этот контур является промежуточным между ТРД и ТВД. В ТРД вся располагаемая работа используется при расширении газа в выходном сопле для увеличения кинетической энергии этого же газа; поэтому мощность турбины обеспечивает лишь потребности самого двигателя. В ТВД работа расширения газа в основном реализуется в турбине, избыточная мощность которой передается на винт, и лишь небольшая часть этой работы затрачивается на кинетическую энергию уходящего газа. В первом же контуре ТРДД расширение газа в турбине происходит в большей степени. Это необходимо для обеспечения потребностей самого контура, поэтому турбина развивает избыточную мощность, но давление газа за турбиной поддерживается настолько большим, что обычно сохраняется выходное сопло, в котором происходит дальнейшее расширение газа.
Второй контур служит лишь для разгона поступающего в него воздушного потока, который не участвует в тепловом процессе. Необходимая для этого работа сообщается воздуху вентилятором или низконапорным компрессором, на вращение которого затрачивается избыточная мощность турбины, получаемая в первом контуре. Поэтому вентилятор или низконапорный компрессор в данном случае выполняет ту же функцию, что и воздушный винт, т. е. является движителем.
Таким образом, в ТРДД тяга создается совместным действием обоих контуров. Характерной особенностью ТРДД является то, что он включает в себя и элементы ТРД, и элементы движителя, т.е. он является синтезом двух двигателей: ТРД и ТВД.
Смешение потоков газа исходящего из первого и второго контуров в современных двигателях может происходить как внутри самого двигателя, так и в атмосфере.
- § 1.4. Прямоточные воздушно-реактивные двигатели.
- Принципиальная схема дозвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя.
- Принципиальная схема сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя.
- Принципиальная схема пульсирующего воздушно-реактивного двигателя.
- § 1.5. Турбореактивные двигатели.
- Принципиальная схема турбореактивного двигателя.
- Принципиальная схема двухкаскадного турбореактивного двигателя.
- Принципиальная схема турбореактивного двигателя с форсажной камерой.
- § 1.6. Турбовинтовые двигатели.
- Принципиальная схема турбовинтового двигателя.
- Принципиальная схема турбовинтового двигателя со свободной турбиной.
- § 1.7. Турбовальные двигатели.
- Принципиальная схема турбовального двигателя со свободной турбиной.
- § 1.8. Двухконтурные турбореактивные двигатели.
- Принципиальная схема двухкаскадного двухконтурного турбореактивного двигателя с раздельным выходом.
- Принципиальная схема камеры смешения и форсажной камеры двухконтурного турбореактивного двигателя со смешением потоков обоих контуров