logo search
УПЛА-6

Принципиальная схема двухкаскадного двухконтурного турбореактивного двигателя с раздельным выходом.

Н'-В – входное устройство;

В-К1 I – компрессор низкого давления I контура;

К1 II – компрессор высокого давления I контура;

КI – камера сгорания;

Г-Т1 – турбина высокого давления;

Т1 – турбина низкого давления;

Т-Т' – выходной канал I контура;

Т'-СI – выходное сопло I контура;

В-КII – компрессор II контура;

КII'II – выходной канал II контура;

К'IIII – выходное сопло II контура.

ТРДД имеет два кольцевых коаксиальных газовоздушных тракта: внутренний, образующий первый контур, и внешний, образующий второй контур.

Первый контур является основным и служит, как и газовоздушные тракты ТРД и ТВД, для получения работы при сжигании топлива. Соответственно он содержит те же, необходимые для выполнения этой задачи, основные элементы. Однако по способу использования получаемой работы этот контур является промежуточным между ТРД и ТВД. В ТРД вся располагаемая работа используется при расширении газа в выходном сопле для увеличения кинетической энергии этого же газа; поэтому мощность турбины обеспечивает лишь потребности самого двигателя. В ТВД работа расширения газа в основном реализуется в турбине, избыточная мощность которой передается на винт, и лишь небольшая часть этой работы затрачивается на кинетическую энергию уходящего газа. В первом же контуре ТРДД расширение газа в турбине происходит в большей степени. Это необходимо для обеспечения потребностей самого контура, поэтому турбина развивает избыточную мощность, но давление газа за турбиной поддерживается настолько большим, что обычно сохраняется выходное сопло, в котором происходит дальнейшее расширение газа.

Второй контур служит лишь для разгона поступающего в него воздушного потока, который не участвует в тепловом процессе. Необходимая для этого работа сообщается воздуху вентилятором или низконапорным компрессором, на вращение которого затрачивается избыточная мощность турбины, получаемая в первом контуре. Поэтому вентилятор или низконапорный компрессор в данном случае выполняет ту же функцию, что и воздушный винт, т. е. является движителем.

Таким образом, в ТРДД тяга создается совместным действием обоих контуров. Характерной особенностью ТРДД является то, что он включает в себя и элементы ТРД, и элементы движителя, т.е. он является синтезом двух двигателей: ТРД и ТВД.

Смешение потоков газа исходящего из первого и второго контуров в современных двигателях может происходить как внутри самого двигателя, так и в атмосфере.