logo search
Лекции / Эксплуатация энергоблоков

§ 64. Подготовка котла к растопке

Растопку котла производят после очередного останова или ремонта. Предварительно проверяют качество выполнения ремонтных работ, а также устранены ли дефекты и учтены ли замечания, записанные в журнал дефектов перед остановом котла. Для этого осматривают котел и его вспомогательное оборудование, проверяя состояние горелок, обмуровки, обшивки, коллекторов, паро- и водопроводов, их арматуры и подвесок (опор). После значительных внутренних ремонтов контролируют состояние топочных экранов, внутренних элементов, горелок, поверхностей нагрева, их подвесок, опор, защитных и дистанционных устройств, обращая внимание на отсутствие трещин, свищей и вздутий, следов коррозии и загрязнений труб, правильность их установки и обеспечение термических расширений.

Кроме того, осматривают: вспомогательные механизмы и их приводы, тягодутьевые машины (вентиляторы, дымососы, воздуходувки, электро- и турбоприводы, системы охлаждения и смазки); мельницы, питатели сырого топлива и пыли, бункера; элементы системы пылеприготовления, обдувки и дробеочистки; системы шлакозолоулавливания и удаления. Обязательным условием является проверка связи, освещения, противопожарной готовности блока. Затем проверяют запасы топлива в бункерах и воды в баках конденсата, положение арматуры и гарнитуры на пароводяном и газовоздушном трактах, подготовку мазутного и газового хозяйства, работу защитно-запальных устройств, бесперебойность подачи пара от постороннего источника, правильность установки грузов предохранительных клапанов.

После осмотра основного и вспомогательного оборудования, проверки выполнения работ и закрытия нарядов начальник смены цеха делает соответствующую запись в оперативном журнале с указанием времени начала пусковых операций, о чем оповещаются связанные с пуском начальники электрического, химического, топливного и транспортного цехов, атакже цеха контрольно-измерительных приборов и автоматики.

После сборки электрических схем дистанционного управления, сигнализации, блокировок, защит и автоматики, их проверки в соответствии с местными условиями и включения контрольно-измерительных приборов собирают электрические схемы электропривода собственных нужд блока и начинают собирать и готовить к включению технологические схемы котла (газовоздушного тракта, растопочного, паромазутного хозяйства, пылеприготовления, шлакозолоулавливания и удаления, обдувки и очистки).

К подготовке газовоздушного тракта относятся: открытие запорных шиберов на воздуховодах и индивидуальных на горелках, закрытие всех направляющих аппаратов тягодутьевых машин; открытие шиберов на стороне всасывания дымососов и напорной стороне вентиляторов, закрытие регулирующих шиберов подачи горячего воздуха на мельницы и добавки (присадки) в них холодного воздуха; открытие линий рециркуляции воздуха.

После проверки работы конденсатных и питательных насосов и завершения деаэрации питательной воды (до содержания О2<10 мкг/кг –для СКД) производится сборка пароводяного тракта. Рассмотрим в качестве примера последовательность операций сборки пароводяного тракта моноблока мощностью 300 МВт (рис. 166) при подготовке его к растопке после длительного останова (из холодного состояния). Перед заполнением котла водой закрывают встроенную задвижку 6 (ВЗ) и открывают регулирующий питательный клапан (РПК), воздушники на тракте до ВЗ, Дроссельные клапаны 3 и 5 (Др-1, Др-2) встроенного сепаратора 4 (ВС). Кроме того, при закрытии общей4/ (СЗ-7) и индивидуальной задвижек впрыска открывается арматура (СЗ-8) и 33 (Др-5) на линии слива из коллекторов впрыска в деаэратор 35. Во избежание заброса воды в перегревательный тракт за ВЗ и загрязненной воды из растопочного расширителя 2 (Р-20) закрывают клапан 7 (Др-3) на линии отвода от сепаратора 4 к перегревателю за ВЗ и на линиях отвода пара 37 (СЗ-4), 24 (РК.-2) и воды 38 (СЗ-3) от расширителя к конденсатору 19, открыв клапан 30 (Р/С-/) и задвижку 32 (СЗ-2) для сброса воды в циркуляционный водовод (ЦВ).

Одновременно с подготовкой циркуляционного растопочного контура производится сборка схемы паропроводов свежего и промежуточного пара, заключающаяся в открытии главной паровой задвижки 12 (ГПЗ) и ее дренажей, задвижек 36 (ПСБУ) и их впрысков, дренажей промперегрева и сбросной задвижки 42 (СЗ-9} и закрытии регулирующих клапанов ПСБУ, их охладителей и . впрысков в трубопроводе -сброса пара за быстродействующим включающим клапаном 18; задвижек, регулирующих байпасных клапанов 13 и воздушников промперегрева. После сборки схемы включают питательный электронасос 28 и заполняют котел водой. По мере заполнения ранее открытые воздушники постепенно закрывают. Далее повышают давление воды перед ВЗ до требуемого уровня и прокачивают растопочный расход воды (примерно 30%) по контуру: К – КЭН-1 – БОУ – КЭН-2 – ПНД – Д – БН – ПЭН – ПВД – РПК – ПГ (до ВЗ) – ВС – Р-20 – ЦВ. Для надежного удаления воздуха несколько раз увеличивают расход воды и снова возвращаются к растопочному расходу.

Завершив заполнение и прокачку котла водой, включают дымососы, дутьевые вентиляторы, регенеративные воздухоподогреватели, их вспомогательное оборудование и вентилируют газовоздушный тракт. При подготовке к растопке на газе заполняют и продувают газопроводы; используя мазут вставят под давление мазутные и паровые магистрали. При остановах более чем на трое суток параллельно с пуском котла производят водяную промывку тракта до ВЗ, пока содержание в воде соединений железа не достигнет нормы.

Отличия подготовки к растопке из холодного состояния котлов других конструкций, а также к растопкам из других состояний заключаются преимущественно в особенностях подготовки схемы пароводяного тракта. Так, при подготовке к растопке из горячего состояния отсутствуют операции, связанные с заполнением котла водой, и упрощаются операции подготовки пароводяного тракта. Подготовительные предпусковые работы, особенно касающиеся проверки и осмотра оборудования, значительно усложняются при подготовке пуска после капитальных ремонтов и еще более – после монтажа.