2.1. Информационные технологии в организации документационного обеспечения управления
Первоначально внедрение компьютеров в документационное обеспечение управления касалось, прежде всего, документирования — создания с помощью специальных прикладных программ (текстовых процессоров) электронных версий документов, которые в любой момент времени могли быть распечатаны на принтере. Разработчики таких программ быстро уловили конъюнктуру и стали снабжать их специальными средствами, облегчающими создание документа. Так появилась возможность ведения своих библиотек шаблонов — заготовок документа, в определенные места которых надо было вносить соответствующие данные.
Поскольку многие документы оформляются в виде таблиц, были разработаны специальные табличные процессоры, позволяющие не только отобразить табличную форму, но и осуществить подсчет цифровых данных таблицы (например, автоматически сформировать значение последней строки таблицы Итого).
Создание подобного рода специальных программ привело к возникновению отдельного класса информационных технологий работы с документами — технологий обработки электронных версий документов (document processing).
При этом обмен документами может осуществляться не только путем распечатки и передачи бумажного документа, но и путем передачи электронной версии на магнитном носителе.
Как только развитие вычислительной техники привело к появлению локальных и глобальных вычислительных сетей, появилась возможность сетевого обмена данными. На их базе были созданы специальные службы, например такие, как электронная почта. Создание компьютерных сетей и служб обмена данными совершили революционный переворот в автоматизации документационного обеспечения управления.
Появилась возможность использовать сеть для перемещения документов и централизованного слежения за ходом делопроизводственного процесса.
Первой проблемой перехода к безбумажной технологии ведения документационного обеспечения управления стала проблема правового режима электронной копии документа. В настоящее время эта проблема решена с введением Федерального закона «Об электронной цифровой подписи».
Второй существенной проблемой стала проблема разграничения прав доступа к тем или иным документам при работе в сетевой среде. Она решается с помощью системы специальных регистрационных имен пользователей и паролей: именам пользователей сети ставится в соответствие ряд правил доступа к данным, а правильный ввод пароля служит признаком того, что к работе приступил пользователь, владеющий соответствующими правами.
Современное документационное обеспечение управления характеризуется внедрением в процесс работы с документами компьютерной, организационной техники (многофункциональных телефонов, факсов, модемов) и сетевых технологий.
Для решения основных задач документационного обеспечения управления на современном этапе применяется программное обеспечение компьютеров, разнообразное по своим задачам и функциям:
-
Для создания документов используются текстовые редакторы. Эта среда дает возможность оперативного редактирования документов, использования готовых форм (шаблонов) при составлении основных видов документов, оформления их с использованием фирменного стиля предприятия, возможность многократного тиражирования созданных документов и многое другое.
Специальные программы-переводчики позволяют быстро и грамотно перевести документ на любой язык, если предприятие имеет международные контакты.
Табличные процессоры позволяют включить в документы (отчеты, записки) фрагменты расчетов, различные диаграммы.
-
Для обмена информацией используются специальные сетевые (локальные, корпоративные, глобальные) компьютерные программы, позволяющие передавать как сами документы, так и любую управляющую информацию через электронную почту или гипертерминалы.
-
Для регистрации документов и для контроля их исполнения используются программы по автоматизации управления и организации труда секретарей. Они позволяют регистрировать внутренние и внешние документы, ставить их на контроль, вести ежедневники, еженедельники с перечнем работ, не терпящих отлагательства. Подобные программы своевременно предупредят исполнителя и проверяющего о наступлении срока исполнения.
-
Для хранения и систематизации документации используются системы управления базами данных. С помощью подобных программ можно не только создавать электронные картотеки, но и осуществлять быстрый поиск необходимых документов, уничтожение устаревших и введение новых. Огромное количество типовых форм для картотек дает широкие возможности выбора.
Основные прикладные программы приведены в табл. 1.
Таблица 1
- Учебно-методический центр Банка России, 2006 оглавление
- 1. Основные понятия и терминология 5
- 2. Автоматизация документооборота 20
- 3. Обзор систем электронного документооборота, присутствующих на российском рынке 37
- Введение
- 1. Основные понятия и терминология
- 1.1. Документ
- 1.2. Делопроизводство
- 1.3. Документооборот
- 2. Автоматизация документооборота
- 2.1. Информационные технологии в организации документационного обеспечения управления
- Основные прикладные программы, используемые в документационном обеспечении управления
- 2.2. Задачи и функциональные возможности систем автоматизации документооборота
- Р Рис. 7. Примерная карточка резолюции ис. 6. Примерная регистрационная карточка
- Серверная часть суд
- 2.3. Корпоративная система документооборота в Банке России
- 3. Обзор систем электронного документооборота, присутствующих на российском рынке
- Сравнение платформ автоматизации документооборота
- Заключение
- Библиографический список
- Электронный документооборот Учебно-методическое пособие
- 170100, Г. Тверь, ул. Советская, 13