logo search
Конспект лекций

13. Переход к рынку и его влияние на состояние технологической системы р. Причины падения технологического уровня развития р.

Опыт индустриально развитых стран (Скандинавии, Япония, Южная Корея), где наряду с механизмом конкуренции широко используется система государственного регулирования рынка показывает её высокую эффективность. Государство регулирует движение частного капитала в общенациональных интересах, от чего выигрывает и частный капитал.

Государственное регулирование движения капитала в России более жесткое, чем в любой другой стране, обосновано необходимостью аккумуляции огромного, не сравнимого по масштабам ни с одним государством мира, капиталом при низкой растянутой по времени окупаемости:

1. для строительства, эксплуатации транспорта, энергетической системы, системы связи и др. элементов производственной инфраструктуры.

2. Для обороны государственной границы (её протяженность на душу населения и соответственно затраты превышают западные).

3. Для энергоснабжения в условиях проживания населения при суровом климате на большой территории.

4. Для обеспечения сложившегося централизованного (в отличие от стран Запада не заложенных в заработную плату) финансирования социальной сферы - жильё, здравоохранение, образование, культура и при условии, что немалая часть народностей России лишь в 20 веке перешла на современный уровень цивилизации. В этих условиях стратегия экономического развития России не может разрабатываться и реализовываться на принципах стихийно складывающихся коньюктурных мер, так как в её основе лежит уровень технологической обеспеченности, а, следовательно, и состояние отрасли инвестиционного машиностроения, так как эта отрасль капиталоемкая, то без участия государственного финансирования восстановление общественного производства невозможно.

В историческом аспекте промышленность Западной Европы развивалась эволюционно по мере роста потребностей и развития спроса. После реализации новых идей и накопления капитала по мере становления рынка развивались обслуживающие структуры - банки, биржи, юридические органы, т.е. их не нужно было создавать из центра. В России до конца 19 в. было натуральное хозяйство, развитие промышленности инициировалось и поддерживалось правительством из общенациональных интересов, т.е. из центра на социально не созревшей почве. Формирование технологической системы России осуществлялось путём импорта западной техники в счёт бюджета и государственного долга. Казенные заводы передавались в частные руки.

Технологическая система России формировалась путём мобилизации и директивного использования национальных ресурсов, т.е. в России исторически складывался мобилизационный тип развития.

1986 год и далее. Перестройка. Анализ статистики показывает падение темпов экономических показателей, однако они еще не имели отрицательного роста. Централизованное управление капиталом и конверсия, финансируемая на этой основе, могли бы в течение 3-5 лет перевести предприятия на выпуск гражданской продукции. Но экономика была направлена по пути разрушения сложившейся системы управления. С 1985 года начинается возрастающее разрушение технологической системы за счет: спада производства, утечки мозгов, вывоз капитала за рубеж, и т.д., процесс замены социально-экономической системы управления на стадии разрушения практически вышел из под контроля в период создания рыночных форм товарно-денежных отношений