logo search
Расчёт и проектирование замкнутой системы воздушно-динамического рулевого привода летательного аппарата

1.2 Обоснование выбора типа привода

Рулевой привод предназначен для преобразования электрических сигналов, поступающих с наземной аппаратуры управления, в соответствующие угловые отклонения аэродинамических рулей, управляющих полетом летательных аппаратов.

При сравнении характеристик различных типов и схем рулевых приводов отмечено, что при заданных шарнирных нагрузках и требуемых динамических характеристиках целесообразно для обеспечения минимальных габаритов и массы летательного аппарата применение пропорционального рулевого привода, использующего в качестве рабочего тела скоростной напор встречного потока воздуха.

В этом случае исчезает необходимость размещения специального источника питания.

Для малогабаритных управляемых ракетных снарядов наиболее часто проектируются воздушно-динамические рулевые привода, обладающие рядом преимуществ:

· независимость массы и объёма рулевого привода от времени работы, так как отсутствует специальный источник питания;

соответствие потребного и развиваемого момента рулевого привода;

соответствие потребной и развиваемой скорости;

практически постоянство фазового сдвига на частоте вращения ракеты вследствие эквивалентности скорости привода и скорости ракеты по крену, движущего момента и момента шарнирной нагрузки;

применение в конструкции недефицитных материалов вследствие низких давлений и температур рабочего тела.

Для сравнения характеристик различных типов приводов приведём следующую таблицу:

Таблица 1.1 Сравнительная характеристика различных типов приводов

Скорость ЛА

Тип рулевого привода

ВДРП с сил. сист. открытого типа

электромагнитный

ВДРП с сил. сист. закрытого типа

на горячем газе

на сжатом газе

Тип бортового источника питания

-

электрическая батарея

-

ПАД

Баллон со сжатым гелием

Объём привода с источником питания,

97

240

250

1000

800

Масса привода с ист. питания, кг

0.12

0.55

0.28

1.00

1.00

Трудоёмкость изготовления,

5

24

17

74

-

Наиб. момент нагрузки,

0.002

0.001

0.099

0.120

0.050

Наибольший развиваемый момент,

0.005

0.06

0.110

0.25

0.200

Диапазон изменения ФЧХ, град.

3

10-20

10-15

10-30

10-20

Анализ данных таблицы показывает, что ВДРП значительно превосходят по своим характеристикам рулевые приводы отечественных и зарубежных ЛА.

ВДРП управляемого ЛА с дозвуковыми скоростями полета по сравнению с электромагнитными рулевыми приводами ЛА имеет в 2.5 раза меньший объем, в 5 раз меньшую трудоемкость изготовления.

Рулевой привод ЛА с транс- и сверхзвуковыми скоростями полета по сравнению с рулевыми приводами отечественных ЛА и американского ЛА ТОУ имеет в 3-4 раза меньшую массу, в 4 раза меньшую трудоемкость изготовления.