7.1 Авиация и космонавтика
В авиации и космонавтике с 1960-х годов существует настоятельная необходимость в изготовлении прочных, лёгких и износостойких конструкций. Композиционные материалы применяются для изготовления силовых конструкций летательных аппаратов, искусственных спутников, теплоизолирующих покрытий шатлов, космических зондов. Всё чаще композиты применяются для изготовления обшивок воздушных и космических аппаратов, и наиболее нагруженных силовых элементов.
Вооружение и военная техника.
Благодаря своим характеристикам (прочности и лёгкости) композиционные материалы применяются в военном деле для производства различных видов брони:
• бронежилетов
• брони для военной техники
Все большее распространение в современном машиностроении получают газотурбинные двигатели (ГТД). В настоящее время существует несколько классов двигателей: это турбовальные двигатели разных типов (ТВ2-117, ТВ3-117 разных модификаций, ВК-2500 и др.), использующиеся в вертолетостроение (Ми-8, Ми-24, Ми-28, Ка-52 и др.); турбовинтовые двигатели (ТВ7-117С/СМ, ТВ3-117ВМА-СБМ1, ВК-1500 и др.) для гражданской авиа¬ции (Ил-114, Ан-140, Бе-132МК и др.); двигатели (РД-33, АИ-222-25, АЛ-31Ф и др.) военной авиации для самолетов серии Миг, Су; танковые двигатели (семейство ГТД-1250) для тягачей, САУ, Т-80; морские и промышленные двигатели.
Авиационное двигателестроение требует от промышленности получение исходных заготовок с высокими эксплуатационными свой¬ствами, что обеспечивается использованием в производстве высоколе¬гированных сплавов на никелевой основе (ЭК79ИД, ЭК151ИД, ЭК152ИД, ЭП975ИД, и др.) и получением из них заготовок сложной конфигурации (например, диск турбины с валом) методами ковки, штамповки. Эти сплавы обладают высокой жаропрочностью, но одновременно характеризуются низкой технологичностью при производстве деформированных полуфабрикатов. Жаропрочность сплавов зависит от степени легирования и содержания в них упрочняющей -фазы, количество которой достигает 5060%.
Штампованная заготовка из сплава ЭП975ИД (ХН53КВЮТБМР), представляющая собой заготовку диска с лопатками и валом и являющейся высоконагруженной ответственной деталью, работающей при температурах до 850С, с кратковременным повышением температуры до 1000С вспомогательных силовых установок ТА-8. Вспомогательная силовая установка ТА-8 выпускается Уфимским агрегатным предприятием ФГУП «Гидравлика» и предназначена для запуска маршевых двигателей ТВ3-117, кондиционирования салонов самолётов, питания бортовой сети электроэнергией переменного и постоянного тока на земле и в полёте. Устанавливается на воздушных судах Ан-72, Ми-26, Ми-8, Ту-134 и др.
Эта штампованная заготовка имеет сложную конфигурацию, и технология ее изготовления заключается в комбинированной деформации на гидравлическом прессе с одновременной выпресовкой вала и формированием дисковой части. Однако при этом возникает противоречие между целью: обеспечением в изделии заданных эксплуатационных свойств и средствами, методами получения таких изделий.
- Глава 1. Научно-техническая революция (нтр)
- 1.1 Черты нтр
- 1.2 Составные части нтр
- 1.3 Научно-технический прогресс
- Глава 2.Легкие сплавы
- 2.1 Краткие сведения о производстве металлов и сплавов
- 2.2 Строение металлических кристаллов
- 2.3 Дефекты строения реальных кристаллов
- 2.4 Алюминий и его сплавы
- 2.5 Магний и его сплавы
- 2.6 Медь и ее сплавы
- 2.7 Ювелирные сплавы
- 2.8 Титан и его сплавы
- 3.Современные авиационные стали
- 3.1 Введение
- 3.2 Общая характеристика жаропрочных никелевых сплавов
- 3.3Характеристика сплава эп975ид
- 3.4 Выбор температурных интервалов горячей деформации жаропрочных никелевых сплавов
- 3.5 Способы получения штамповок дисков гтд из жаропрочных никелевых сплавов
- Глава5.Конструкционные композиционные материалы на металлической основе
- 5.1 Композиционные материалы
- 5.2 Слоистые композиционные материалы
- 5.3 Преимущества композиционных материалов
- 5.4 Недостатки композиционных материалов
- 5.5 Области применения
- 5.6 Характеристика
- 5.7 Технические характеристики
- 5.8 Технико-экономические преимущества
- 5.9 Области применения технологии
- Глава 6.Сверх конституционные материалы
- 6.1 Металлическое стекло
- 6.2 Сплавы с эффектом памяти
- 6.3 Углерод-углеродные материалы
- 5.3 Углеграфитовые материалы
- 5.4 Техническая керамика
- Глава 6. Композиционный материал на полимерной основе
- 6.1 Стеклопластики
- 6.2 Боропластики
- 6.3 Органопластики
- 6.4 Углепластики
- 6.5 Теплозащитные материалы
- Глава 7. Примеры эффективного применения новых материалов в технике.
- 7.1 Авиация и космонавтика
- Глава 8. Современные технологии получения металлических материалов
- 8.1 Производство чугуна
- 8.2 Производство стали
- 8.3 Производство алюминия
- 8.4 Производство магния
- 8.5 Производство меди
- 8.6 Производство титана
- Глава 9. Современные технологии литейного производства
- 9.1 Способы изготовления отливок
- 9.2 Литье в песчаные формы
- 9.3 Литье в кокиль
- 9.4 Литье под давлением
- 9.5 Литье по выплавляемым моделям
- 9.6 Литье по газифицируемым моделям
- 9.7 Центробежное литье
- 9.8 Литье в оболочковые формы
- 9.9 Непрерывное литье
- 9.10 Требования, предъявляемые к литейным сплавам
- 9.11 Производство отливок из цветных металлов
- 9.11 Производство отливок из чугуна
- 9.12 Контроль качества отливок
- 9.13 Способы исправления литейных дефектов
- 9.14 Непрерывные процессы в металлургии и машиностроении
- Глава 10. Современные технологии обработки металлов давлением
- 10.1 Прокатка
- 10.2 Определение и классификация процессов прокатки
- 10.3 Волочение
- 10.4 Прессование
- 10.5 Молоты
- Глава 11. Современные технологии порошковой металлургии
- 11.1 Получение металлических порошков
- 11.2 Формирование порошков
- 11.3 Спекание
- 11.4 Шликерное формирование
- 11.5 Газостат
- 11.6 Обзор методов контроля
- Глава 12.Современные технологии обработки резание
- 12.1 Основные виды станков
- 12.2 Параметры технологического процесса резания
- 12.3 Алмазное выглаживание
- 12.4 Смазочно-охлаждающая среда
- 12.5 Стойкость инструмента
- 12.6 Классификация металлорежущих станков
- 12.6 Точение
- Глава 13.Современные технологии сварки и пайки
- 13.1 Сварка металлов. Назначение и преимущества сварки
- 13.2 Газовая сварка ее преимущества и недостатки
- 13.3 Материалы, применяемые при газовой сварке
- 13.4 Аппаратура и оборудование для газовой сварки
- 13.6 Технология газовой сварки
- 13.7 Металлургические процессы при газовой сварке
- 13.8 Структурные изменения в металле при газовой сварке
- 13.9 Особенности и режимы сварки различных металлов