8.1 Общие сведения о надежности автоматизируемых систем
Для оценки поведения автоматической системы в эксплуатационных условиях используется понятие надежности системы. При эксплуатации автоматическая система может подвергаться воздействию: механических нагрузок (вибраций, ударов, постоянного ускорения); электрических нагрузок (напряжения, электрического тока, мощности); окружающих условий (температура, влажность, давление).
Влияние указанных факторов проявляется в виде отклонений параметров системы от номинальных (расчетных) значений. Эти отклонения могут быть настолько значительными, что система становится непригодной к использованию, так как возникновение больших отклонений параметров от расчетных значений при эксплуатации системы приводит к аварии или к появлению брака в выпускаемой продукции.
Когда система перестает удовлетворять предъявляемым к ней требованиям, систему считают отказавшей. Следовательно, надежность является одной из характеристик качества системы, поэтому она, как и другие характеристики системы (точность, быстродействие), должна оцениваться количественно на основе анализа технических параметров системы в эксплуатационных условиях.
Так как на отдельные технические параметры системы оказывают влияние различные факторы (схемные, конструктивные, производственные и эксплуатационные) и учесть их аналитически при детерминированном подходе к анализу системы невозможно, то количественная оценка надежности системы возможна только на основе теории вероятностей или ее специальных разделов (теории случайных процессов и математической статистики).
Надежность – свойство системы сохранять во времени и в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность системы выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях эксплуатации.
Функции системы определяются целевым ее назначением. Автоматизированная система управления – это многофункциональная система. Вследствие воздействия возмущающих воздействий система может находиться в разных состояниях, обеспечивающих выполнение заданных ей функций. Однако, в каждом таком состоянии качество выполнения системой функций не будет одинаковым. Например, чем больше отклонение выходных параметров, характеризующих выполняемую функцию от заданных, тем менее качественно работает система, т.е. система менее эффективна. Под эффективностью системы понимают вероятность выполнения системой заданных функций при определенном значении параметра.
Таким образом, надежность автоматической системы с учетом возможных ее состояний должна определяться по формуле полной вероятности.
В некоторых работах оценка качества автоматической системы разделяется на две задачи: оценка точности и надежности. Ту или иную задачу можно решить соответствующим выбором функции эффективности состояния системы.
Надежность, в сущности, является характеристикой эффективности системы. Если для оценки качества автоматической системы достаточно характеризовать ее надежностью выполнения системой функций в различных состояниях, то надежность совпадает с эффективностью системы.
Обобщенное количественное значение надежности системы в большинстве случаев трудно непосредственно получить из первичной информации, кроме того, она не позволяет оценить влияние различных этапов разработки и эксплуатации системы, поэтому надежность целесообразно рассматривать по трем главным составляющим, которые являются свойствами системы и могут характеризоваться как качественно, так и количественно:
-безотказность;
-восстанавливаемость (ремонтопригодность);
-готовность;
Безотказность – свойство системы сохранять работоспособность в течение требуемого интервала времени непрерывно без вынужденных перерывов.
Безотказность системы является одной из главных и определяющих составных частей надежности автоматической системы.
Для фиксированного интервала времени безотказной работы и заданных условий эксплуатации автоматическая система может находиться в одном из двух состояний: работоспособном (состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность системы выполнять заданные функции, находятся в пределах, установленных нормативно-технической документацией) и неработоспособном (состояние системы, при котором значение хотя бы одного параметра не находится в указанных пределах).
Как известно, автоматическая система представляет собой комплекс отдельных приборов, не связанных между собой на заводе-изготовителе сборочными и монтажными операциями, но имеющих общее эксплуатационное назначение. Систему в целом можно представить рядом более простых подсистем.
Безотказность автоматической системы может служить лишь общей характеристикой системы, не позволяющей проследить влияние безотказности отдельных ее частей на безотказность автоматической системы в целом.
Для определения безотказности элементов справедливо равенство (2.1). При получении расчетных формул можно пользоваться как характеристикой безотказности, так и ее противоположной величиной - вероятностью отказа. В зависимости от конкретной задачи та или другая характеристика является более удобной. Иногда при получении расчетных формул, а также при оценке степени улучшения системы, приборов или элементов наиболее удобной характеристикой является величина, противоположная безотказности — вероятность отказа.
Наряду с методами оценки безотказности автоматических систем по выходным параметрам системы, можно также применять методы оценки безотказности системы по ее входным воздействиям, которыми в частном случае являются возмущения или нагрузки, характеризующие условия эксплуатации.
Восстанавливаемость – свойство системы, заключающееся в ее приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению причин возникновения отказов, а также поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Восстановлением называется событие, заключающееся в переходе системы из неработоспособного состояния в работоспособное, вследствие не только корректировки, настройки, ремонта, но и вследствие замены отказавшего оборудования или элемента на работоспособный. Соответственно, к невосстанавливаемым относят системы, восстановление которых непосредственно после отказа считается нецелесообразным или невозможным, а к восстанавливаемым – системы в которых производится восстановление непосредственно после отказа.
Одна и та же система в различных условиях применения может быть отнесена к невосстанавливаемым (например, если она расположена в необслуживаемом помещении, куда запрещен доступ персонала во время работы технологического агрегата) и к восстанавливаемым, если персонал сразу же после отказа может начать восстановление.
Восстанавливаемость автоматической системы является характеристикой ее качества, поэтому восстанавливаемость можно определить как свойство системы, позволяющее обслуживающему персоналу определенной квалификации восстановить систему при заданных окружающих условиях.
Под количественным значением восстанавливаемости системы понимается вероятность того, что параметры ее будут восстановлены до требуемых значений за данный интервал времени обслуживающим персоналом определенной квалификации при заданных окружающих условиях.
Низкая восстанавливаемость автоматических систем даже при сравнительно приемлемых характеристиках безотказности приводит к значительным расходам на эксплуатацию систем.
Восстанавливаемость систем в значительной степени влияет на готовность системы к выполнению заданных ей функций, что имеет важное значение при подготовке системы к началу рабочего цикла или смены, в системах автоматической блокировки и др.
Восстановление системы может быть двух типов:
профилактическое,
корректирующее.
Профилактическое, или плановое восстановление, предупреждает отказы или неправильное функционирование системы настройкой, регулировкой, а также чисткой, смазкой системы и т. п. Профилактическое восстановление с целью предупреждения отказов системы при работе включает также замену узлов или деталей системы, которые имеют критические значения параметров.
Корректирующее, или неплановое восстановление, требуется при отказах системы. При этом регулируют параметры системы или заменяют детали вследствие их отказа, или в результате недопустимого изменения параметров системы в рабочий период.
Восстанавливаемость системы определяется двумя группами основных факторов.
Первую группу составляют факторы, относящиеся к схеме и конструкции системы (сложность системы, взаимозаменяемость отдельных узлов и блоков, конструктивное оформление системы для удобства обслуживания, доступность к отдельным элементам и некоторые другие). Анализ каждого из этих факторов представляет сложную задачу.
Вторую группу составляют эксплуатационные факторы (опыт, подготовка и мастерство обслуживающего персонала, а также степень совершенства руководства обслуживающим персоналом, методика проверочных испытаний системы, совершенство снабжения запасными частями и др).
Большинство факторов, определяющих восстанавливаемость системы, трудно оценить количественно и тем более определить экспериментально, поэтому систему надо проектировать таким образом, чтобы исключить влияние факторов, не поддающихся количественной оценке.
Восстанавливаемость можно существенно увеличить, применяя современные методы обнаружения и устранения неисправностей в системе. Эти методы развиваются в трех направлениях:
1) создание встроенных в систему диагностирующих устройств или применение специальных автоматических тестеров;
2) разработка методов и оборудования для граничных испытаний позволяющих профилактически заменять элементы, параметры которых в значительной степени изменились вследствие износа или старения;
3) перераспределение функций, выполняемых элементами при появлении отказов, и самонастройка параметров системы, При этом структура системы выбирается таким образом, чтобы элементы, принявшие на себя функции отказавших элементов, в условиях повышенных на них нагрузок были бы в состоянии обеспечить эффективную работоспособность системы до окончания выполнения стоящих перед системой задач. Отказавшие элементы можно восстановить в период проведения профилактических мероприятий.
Квалификация и подготовка обслуживающего персонала оказывает в большинстве случаев решающее влияние на восстанавливаемость системы. Неопытность обслуживающего персонала приводит не только к увеличению времени восстановления системы, но и к появлению новых отказов.
Готовность – свойство системы выполнять возложенные на нее функции в любой произвольно выбранный момент времени в установившемся процессе эксплуатации. Готовность определяется как безотказностью, так и восстанавливаемостью системы.
Готовность системы определяется ее безотказностью и восстанавливаемостью, которые в свою очередь, как было показано выше, являются вероятностными характеристиками системы. Таким образом, готовность системы также является вероятностной характеристикой.
Под готовностью будем понимать вероятность того, что система в рассматриваемый момент времени готова для выполнения предназначенных ей функций, т.е. система должна быть готова к выполнению предназначенных ей функций к началу рабочего интервала времени. Для ряда автоматических систем связи, защиты, блокировки обычно требуется постоянная готовность.
- 7(8).092501 «Автоматизированное управление
- Содержание
- Глава 6 общая структура ПрограммноГо обеспечениЯ асу тп 84
- Глава 7 Принципы проектирования пользовательского интерфейса 93
- Глава 8 Надежность систем автоматизации 97
- Глава 9 Средства самодиагностики и восстановления 123
- Глава 10 Метрологическое обеспечение асу тп 129
- Глава 1 Общая характеристика асу тп
- 1.1 Термины и определения
- 1.2 Функции асу тп
- I. Информационные
- II. Управляющие:
- III. Вспомогательные:
- 1.3 Состав асутп
- 1.4 Классификация асу тп
- Глава 2 Концепция построения асу тп
- 2.1 Особенности систем цифрового управления
- 2.2 Концепция построения асутп
- 2.3 Аппаратная платформа контроллеров
- Глава 3 Организация разработки по асу тп
- 3.1 Стадии создания асу тп
- 3.2 Этапы создания специализированного программного и информационного обеспечения (спио)
- 3.3 Техническое задание на разработку спио
- 3.4 Технический проект спио
- 3.5 Программы и программные документы спио
- Глава 4 Информационное обеспечение асу
- 4.1 Общие положения
- 4.1.1 Цепочка прохождения информационного сигнала о ходе тп:
- 4.1.2 Схемы связи с датчиками (о параметрах тп)
- 4.2 Вход и выход технологических процессов
- 4.3 Бинарные и цифровые датчики
- 4.4 Аналоговые датчики
- 4.5 Датчики движения
- 4.6 Датчики силы, момента и давления
- 4.7 Датчики приближения
- 4.8 Согласование и передача сигналов
- 4.8 Устройства связи с объектом
- Глава 5 Алгоритмическое и программное обеспечение задач контроля и первичной обработки информации
- 5.1 Назначение алгоритмов контроля
- 5.2 Аналитическая градуировка (масштабирование) и коррекция показаний датчиков
- 5.3 Фильтрация и сглаживание
- 5.4 Достоверность исходных данных и аварийная сигнализация
- 5.5 Интерполяция и экстраполяция
- 5.6 Статистическая обработка экспериментальных данных
- 5.7 Дискретизация технологической информации.
- 5.8 Задачи характеризации
- 5.10 Структура данных для обработки измерений
- Глава 6 общая структура ПрограммноГо обеспечениЯ асу тп
- 6.1 Особенности объектов автоматизации черной металлургии
- 6.2 Асу тп как система функциональных задач
- 6.3 Факторы, определяющие качество специального программного обеспечения
- 6.4 Основные требования и структура спо асутп
- 6.5 Основные подсистемы спо асутп
- Назначение алгоритмов контроля.
- Глава 7 Принципы проектирования пользовательского интерфейса
- 7.1 Основные требования
- 7.2 Дизайн операторского интерфейса
- 7.3 Виды видеокадров асутп
- Глава 8 Надежность систем автоматизации
- 8.1 Общие сведения о надежности автоматизируемых систем
- Показатели надежности систем
- Показатели надежности восстанавливаемых систем
- 8.4 Принципы описания надежности асутп. Отказы ас
- 8.6 Общая характеристика условий работы автоматических систем
- 8.7 Методы повышения надежности автоматических систем
- 8.7.1 Повышение надежности при проектировании
- Глава 9 Средства самодиагностики и восстановления
- Глава 10 Метрологическое обеспечение асу тп
- 10.1 Асу тп как объект метрологического обеспечения
- 10.2 Метрологическая аттестация асу тп