Пожарная безопасность
В пути следования пассажирских поездов ответственность за обеспечение пожарной безопасности несут начальник пассажирского поезда и проводники вагонов.
Требования пожарной безопасности определяет «Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов» № ЦЛ/ЦУО – 448.
Требования пожарной безопасности при подготовке вагона в рейс.
Проводник обязан проверить:
работоспособность потребителей электроэнергии кратковременным включением их с пульта управления
осмотреть кипятильник (обязательно проверить наличие и исправность пламяотражателя)
проверить порядок хранения топочного материала
проверить наличие и сроки переосвидетельствования огнетушителей
Требования по обеспечению пожарной безопасности в пути следования поезда
Проводник обязан контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, не допускать пользования ими открытым огнем и курение в неотведенных для этого местах.
Проводникам запрещается:
Выбрасывать золу и мусор при движении поезда и на стоянках. Выбрасывать эти предметы следует только на станциях.
хранить посторонние предметы, топливо в котельном отделении, местах установки электроприборов, в тамбурах, проходах, в ящиках с электрооборудованием.
сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, кипятильниках и выпускных трубах.
использовать для освещения и отогрева открытый огонь
хранить и перевозить легковоспламеняющиеся жидкости.
подключать электронагревательные и другие бытовые устройства там, где это не предусмотрено конструкцией вагона
растапливать кипятильник при помощи легковоспламеняющихся жидкостей и средств
курить в тамбуре с рабочей стороны и в котельном помещении
самостоятельно ремонтировать оборудование вагона
оставлять вагоны без надзора
Основные причины возникновения пожара в вагоне:
отказы электрической цепи
неисправность предохранительных устройств (РМН, РПН, плавких предохранителей и т.д.
перенапряжение
вмешательство в работу электрооборудования проводников вагонов (ремонт, регулировка и т.д.)
растопка котлов и кипятильника легковоспламеняющимися веществами
неосторожное обращение с огнем и использование открытого огня
курение в неустановленных местах, провоз легковоспламеняющихся грузов
Причины пожаров в подвагонном оборудовании:
короткое замыкание аккумуляторов в аккумуляторной батарее
пониженный уровень электролита в аккумуляторах
пониженное сопротивление изоляции аккумуляторной батареи
повышенный зарядный ток аккумуляторной батареи
неудовлетворительное состояние контактных соединений, выводов батареи
Огнетушитель углекислотный (ОУ-5)
Предназначен для тушения жидких и газообразных, горючих веществ, электроустановок под напряжением до 10000 В.
Состоит из: стального баллона 1, наполненного жидкой углекислотой, снабженный запорно – пусковым устройством 2 и раструбом 4.
Принцип действия: поднести огнетушитель к месту пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить раструб на пламя, нажать на рычаг.
Меры предосторожности: не подводить раструб ближе 1 метра к электроустановкам и пламени, не прикасаться голыми руками к соединительным частям раструба – возможно обморожение, закрытые помещения проветрить после тушения пожара, т.к. возможно токсическое отравление.
Время действия: 10 сек.
Длина струи: 3 метров.
Срок переосвидетельствования: 1 год.
Вес: 13 кг.
Огнетушитель порошковый (ОПУ-5)
Пистолет распылитель
1-Гильза; 2- штуцер; 3- ручка; 4- рассекатель; 5- сопло.
1 – корпус; 2 – гайка накидная; 3 – головка;
4 – баллон; 5 – трубка сифонная; 6 – трубка
газоотводящая; 7 – рукоятка запуска; 8 – игла;
9 – рукав гибкий; 10 – распылитель пистолетный
Предназначен для тушения твердых, жидких, газообразных, электроустановок под напряжением до 1000 В.
Состоит из: корпуса, наполненного порошком, баллона (источник рабочего газа), сифонной и газоотводящей трубки, рукоятки запуска, связанной с иглой.
Принцип действия: поднести огнетушитель к месту пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку и отвести рукоятку запуска от корпуса огнетушителя, снять пистолет – распылитель, направив сопло на очаг пожара, нажать на ручку. Тушение производить с наветренной стороны с расстояния не менее 3-4 метра.
Время действия: 10 сек.
Длина струи: 5 метров.
Срок переосвидетельствования: 2 год.
РЕГЛАМЕНТ пункт № 6.Обязанности обслуживающего персонала при обнаружении пожара
Ответа венным за организацию тушения пожара и эвакуацию пассажиров в пассажирском поезде является начальник поезда.
При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня работник поездной бригады - начальник поезда, электромеханик, дежурный проводник (немедленно вызывает проводника, находящегося на отдыхе) - обязаны:
1. остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе, под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара). В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих
мест. Одновременно в случае отсутствия в аварийном вагоне начальника поезда и поездного электромеханика вызвать их по цепочке через проводников соседних вагонов;
открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров, обесточить вагон, кроме цепей аварийного освещения ( в ночное время), открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери обоих тамбуров в аварийном вагоне;
открыть аварийные выходы (окна 3,6 купе), где они предусмотрены конструкцией вагона, а при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара по ходу эвакуации пассажиров;
при эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагона обязаны не допуская паники и встречного движения, вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону. В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров (по возможности) производить с
учетом того, что огонь распространяется в противоположном ходу поезда направлении;
5. одновременно с эвакуацией пассажиров и после нее проводники вагона, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика, обязаны приступить к тушению пожара в самоспасательном изолирующем противогазе (СПИ-20) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона. После эвакуации пассажиров и во время тушения пожара двери для перехода из вагона в вагон на соседних с горящим вагонах должны быть закрыты;
6. все работники поездной бригады обязаны прибыть к месту пожара с огнетушителями или другими средствами пожаротушения и принимать участие в эвакуации пассажиров и тушении пожара.
В случае срабатывания установки пожарной сигнализации (см. выше) проводник вагона обязан убедиться в достоверности ее показания и в случае обнаружения пожара принять меры согласно требованиям п.п. 1-6, а в случае ложного срабатывания вызвать поездного электромеханика.
- Методическое пособие
- Для обучения проводников пассажирских вагонов дальнего следования
- Екатеринбург
- Содержание
- I общие положения
- II механическое оборудование пассажирского вагона
- Знаки надписи на вагонах
- Колесные пары
- Буксы с роликовыми подшипниками
- Рессорное подвешивание
- Тележки пассажирских вагонов
- Типы тележек:
- Рамы вагонов
- Автосцепка
- Упругие площадки
- Автоматические и ручные тормоза
- Кузов вагона
- Двери и окна вагонов
- Внутренне оборудование вагона
- Виды технического обслуживания и ремонта подвижного состава
- III сантарно-техническое оборудование пассажирского вагона Водоснабжение вагонов
- Система отопления
- Перечень неисправностей системы отопления
- Устройство санитарных узлов.
- Перечень неисправностей санитарных узлов
- Комбинированный кипятильник непрерывного действия
- Возможные неисправности кипятильника, их причины
- Вентиляция пассажирских вагонов
- Кондиционирование воздуха
- IV электрооборудвание пассажирского вагона
- Аккумуляторная батарея
- Генераторы пассажирских вагонов
- Приводы подвагонных генераторов
- Распределительные устройства
- Измерительные приборы
- Памятка
- Защитная аппаратура
- Сигнализация
- Распределительные щиты
- V пассажирские перевозки Основные законы о железнодорожном транспорте
- Принципы деления сообщений, поездов и вагонов, схема пассажирского поезда
- Вагоны повышенной комфортности. Условия проезда в вагонах повышенной комфортности
- Вагоны с местами для перевозки инвалидов.
- Виды проездных документов
- 1 Строка:
- 2 Строка:
- 3 Строка:
- 4 Строка (содержит служебную информацию):
- 5 Строка:
- 6 Строка:
- 7 Строка:
- Остановка пассажира в пути следования с продлением срока годности билета
- Перечень категорий граждан, которым сохранено право льготного проезда в поездах дальнего следования на территории Российской Федерации
- Формы транспортных требований
- Электронная регистрация
- Факсограмма
- Документ № 8187 от мая 2009г.
- Правила проезда пассажиров
- Провоз ручной клади (выписка)
- Порядок работы с квитанциями ву-9
- Учет населенности вагона
- Раздел II перевозк пассажиров через границу стран снг
- §9. Предварительная продажа проездных документов прямого международного сообщения производится согласно правилам, действующим на дороге отправления.
- §2. При возобновлении поездки, в случаях предусмотренных пунктами 3 и 4 §1, пассажир обязан доплатить стоимость плацкарты.
- §4. Пассажиру предоставляется право требовать от железной дороги подтверждения:
- § 2-7 Смпс не применяются.
- §5. Не ранее 30 минут до окончания поездки проводник, как правило, возвращает проездной документ пассажиру.
- § 1. Пассажир имеет право провозить при себе бесплатно легкопереносимые предметы (ручную кладь), если это не противоречит указаниям § 1 статьи 13.
- §2. Общая масса ручной клади, провозимой бесплатно, не должна превышать 36 кг (на проездной документ полный или детский).
- §3. Перевозка животных пассажирами при себе в вагонах прямого международного сообщения запрещается, кроме комнатных животных (собак, кошек, птиц и др.).
- §5. Пассажир сам должен заботиться о целости и сохранности ручной клади, а также о находящихся при нем комнатных животных (собак, кошек, птиц и др.).
- §6. Пассажир должен возместить все убытки, которые могут возникнуть из-за нарушения им положений о перевозке ручной клади, комнатных животных (собак, кошек, птиц и др.).
- §2. Если железная дорога подозревает несоблюдение положений § 1 настоящей статьи кроме п.5, то она имеет право, в соответствии с национальным законодательством, проверить содержимое ручной клади.
- Порядок контроля поездов. Документы на право контроля: служебные удостоверения, открытые листы установленной формы всех назначений
- Документы, дающие право проверки и ревизии пассажирских поездов.
- VI технология работы проводника пассажирского вагона Типовой технологический процесс подготовки пассажирских вагонов к рейсу
- Явка на работу
- Приемка смены в пункте формирования
- Работа в начале рейса
- Работа в пути следовании
- Пункт оборота
- Прибытие в пункт формирования
- Подготовка вагона в пункте формирования
- Оборудование пассажирских вагонов
- Разоборудование пассажирского вагона
- VII правила техническо эксплуатации, инструкция по сигнализации на железных дорогах российской федерации
- Сигналы
- Светофоры
- Формирование пассажирских поездов
- Ограждение мест препятствий для движения поездов и мест производства работ на перегонах
- VIII охрана труда
- Общие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях
- Виды инструктажей и сроки их проведения.
- Контроль за состоянием охраны труда на предприятии
- Средства индивидуальной защиты.
- Порядок расследования несчастных случаев на производстве
- Электробезопасность
- Пожарная безопасность
- Основы первой (доврачебной) помощи пострадавшему Общие принципы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим
- Основные реанимационные мероприятия
- Виды и признаки кровотечения. Первая помощь.
- Первая помощь при переломах и вывихах
- Первая помощь при поражении электрическим током
- Первая помощь при ожогах
- Первая помощь при переохлаждении и отморожении
- Литература