logo
методическое пособие для проводников

Пожарная безопасность

В пути следования пассажирских поездов ответственность за обеспечение пожарной безопасности несут начальник пассажирского поезда и проводники вагонов.

Требования пожарной безопасности определяет «Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов» № ЦЛ/ЦУО – 448.

Требования пожарной безопасности при подготовке вагона в рейс.

Проводник обязан проверить:

  1. работоспособность потребителей электроэнергии кратковременным включением их с пульта управления

  2. осмотреть кипятильник (обязательно проверить наличие и исправность пламяотражателя)

  3. проверить порядок хранения топочного материала

  4. проверить наличие и сроки переосвидетельствования огнетушителей

Требования по обеспечению пожарной безопасности в пути следования поезда

Проводник обязан контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, не допускать пользования ими открытым огнем и курение в неотведенных для этого местах.

Проводникам запрещается:

  1. Выбрасывать золу и мусор при движении поезда и на стоянках. Выбрасывать эти предметы следует только на станциях.

  2. хранить посторонние предметы, топливо в котельном отделении, местах установки электроприборов, в тамбурах, проходах, в ящиках с электрооборудованием.

  3. сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, кипятильниках и выпускных трубах.

  4. использовать для освещения и отогрева открытый огонь

  5. хранить и перевозить легковоспламеняющиеся жидкости.

  6. подключать электронагревательные и другие бытовые устройства там, где это не предусмотрено конструкцией вагона

  7. растапливать кипятильник при помощи легковоспламеняющихся жидкостей и средств

  8. курить в тамбуре с рабочей стороны и в котельном помещении

  9. самостоятельно ремонтировать оборудование вагона

  10. оставлять вагоны без надзора

Основные причины возникновения пожара в вагоне:

  1. отказы электрической цепи

  2. неисправность предохранительных устройств (РМН, РПН, плавких предохранителей и т.д.

  3. перенапряжение

  4. вмешательство в работу электрооборудования проводников вагонов (ремонт, регулировка и т.д.)

  5. растопка котлов и кипятильника легковоспламеняющимися веществами

  6. неосторожное обращение с огнем и использование открытого огня

  7. курение в неустановленных местах, провоз легковоспламеняющихся грузов

Причины пожаров в подвагонном оборудовании:

  1. короткое замыкание аккумуляторов в аккумуляторной батарее

  2. пониженный уровень электролита в аккумуляторах

  3. пониженное сопротивление изоляции аккумуляторной батареи

  4. повышенный зарядный ток аккумуляторной батареи

  5. неудовлетворительное состояние контактных соединений, выводов батареи

Огнетушитель углекислотный (ОУ-5)

Огнетушитель порошковый (ОПУ-5)

Пистолет распылитель

1-Гильза; 2- штуцер; 3- ручка; 4- рассекатель; 5- сопло.

1 – корпус; 2 – гайка накидная; 3 – головка;

4 – баллон; 5 – трубка сифонная; 6 – трубка

газоотводящая; 7 – рукоятка запуска; 8 – игла;

9 – рукав гибкий; 10 – распылитель пистолетный

РЕГЛАМЕНТ пункт № 6.Обязанности обслуживающего персонала при обнаружении пожара

Ответа венным за организацию тушения пожара и эвакуацию пассажиров в пассажирском поезде является начальник поезда.

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня работник поездной бригады - начальник поезда, электромеханик, дежурный проводник (немедленно вызывает проводника, находящегося на отдыхе) - обязаны:

1. остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе, под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара). В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих

мест. Одновременно в случае отсутствия в аварийном вагоне начальника поезда и поездного электромеханика вызвать их по цепочке через про­водников соседних вагонов;

  1. открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров, обесточить вагон, кроме цепей аварийного освещения ( в ночное вре­мя), открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери обоих тамбуров в аварийном вагоне;

  2. открыть аварийные выходы (окна 3,6 купе), где они предусмотрены конструкцией вагона, а при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара по ходу эвакуации пассажиров;

  3. при эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагона обязаны не допуская паники и встречного движения, вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону. В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров (по возможности) производить с

учетом того, что огонь распространяется в противоположном ходу поезда направлении;

5. одновременно с эвакуацией пассажиров и после нее проводники вагона, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеха­ника, обязаны приступить к тушению пожара в самоспасательном изолирующем противогазе (СПИ-20) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона. После эвакуации пассажиров и во время тушения пожара двери для перехода из вагона в вагон на соседних с горящим вагонах должны быть закрыты;

6. все работники поездной бригады обязаны прибыть к месту пожара с огнетушителями или другими средствами пожаротушения и принимать участие в эвакуации пассажиров и тушении пожара.

В случае срабатывания установки пожарной сигнализации (см. выше) проводник вагона обязан убедиться в достоверности ее показания и в случае обнаружения пожара принять меры согласно требованиям п.п. 1-6, а в случае ложного срабатывания вызвать поездного электромеханика.