Временные длительные нагрузки и воздействия.
Внутреннее рабочее (нормативное) давление — наибольшее избыточное давление, при котором обеспечивается заданный режим эксплуатации трубопровода. Устанавливается проектом. При определении рабочего давления для нефтепроводов и газопроводов учитывается технологическая схема транспортирования продукта.
Регламентом устанавливаются следующие коэффициенты надежности по внутреннему давлению:
- для газопроводов = 1,10;
- для нефтепроводов и нефтепродуктопроводов диаметром 700—1200 мм с промежуточными НПC без подключения емкостей = 1,15;
- для нефтепроводов диаметром 700—1200 мм без промежуточных НПС, а также для нефтепроводов диаметром менее 700 мм = 1,10.
Вес перекачиваемого (транспортируемого) газа на единицу длины трубопровода. Для определения веса газа используется уравнение состояния идеального газа Менделеева – Клапейрона для высоких давлений
, (8.11)
где – давление газа;
- объем газа;
– коэффициент Ван-дер-Ваальса зависящий от давления, температуры и состава газовой смеси;
- универсальная газовая постоянная;
– температура, К;
- количество газа в молях;
– масса газа в кг;
– молекулярная масса кг/моль.
Выразим из формулы (8.11) количество газа в молях
. (8.12)
Внутренний объем одного метра трубы равен
, (8.13)
где = 1м;
– внутренний диаметр трубы.
В этом случае погонный вес газа в трубе будет равен
, (8.14)
где – масса газа в одном метре трубы;
= 9,81 м/сек2.
Если учесть, что объем одного моля газа при нормальных условиях равен 22,4 литра, то при известной плотности газа
. (8.15)
Тогда выражение для веса газа в одном метре трубы будет вычисляться по следующей формуле
. (8.16)
После подстановки в формулу (8.15) всех известных величин получается выражение такое же, как формула (6) в СНиП 2.05.06-85
, (8.17)
однако, чтобы получить правильный результат в эту формулу необходимо подставлять давление в , в .
Для вычисления расчетного веса газа в трубопроводе коэффициент надежности принимается = 1,0.
Нормативный вес нефти или нефтепродуктов в 1 метре трубопровода
, (8.18)
где - удельный вес нефти или нефтепродукта.
Для вычисления расчетного веса нефти в трубопроводе коэффициент надежности принимается = 1,0.
Температурные воздействия на трубопровод оцениваются возникающими температурными деформациями
, (8.19)
где - относительные линейные деформации;
- температурный коэффициент линейного расширения;
- нормативный температурный перепад в металле стенок трубы, который следует принимать равным разнице между максимальной или минимальной возможной температурой стенок в процессе эксплуатации и соответственно наименьшей или наибольшей температурой, при которой фиксируется расчетная схема трубопровода (свариваются стыки, привариваются компенсаторы, производится засыпка трубопровода и т.п.). Максимальную или минимальную температуру стенок труб в процессе эксплуатации трубопровода следует определять в зависимости от температуры транспортируемого продукта, грунта, наружного воздуха, а также скорости ветра, солнечной радиации и теплового взаимодействия трубопровода с окружающей средой.
Воздействия неравномерных деформаций грунта, не сопровождающиеся изменением его структуры. К таким воздействиям относятся осадки и пучения грунта; оползни, деформации земной поверхности в результате горных разработок и т.д. Деформации грунта должны определяться на основании данных анализа грунта и условий их возможного изменения в процессе строительства и эксплуатации магистрального трубопровода.
- Вансович к.А.
- Часть 1
- 1. Требования, предъявляемые к строительным конструкциям
- 2. Расчет конструкций по предельным состояниям
- 3. Нагрузки и воздействия.
- 4. Стальные конструкции
- 6. Сортамент строительных сталей.
- 6.1. Сталь листовая.
- 6.2. Профильная сталь.
- 6.4. Гнутые профили.
- 7. Сварные соединения строительных конструкций.
- 7.1. Технология сварки.
- 7.2. Типы сварных швов и соединений.
- Расчет сварных соединений.
- 7.3.1. Расчет стыковых швов при действии осевой нагрузки.
- 7.3.2. Расчет угловых швов при действии осевой силы.
- Расчет угловых швов при прикреплении уголков.
- 7.3.4. Расчет угловых швов при действии изгибающего момента и поперечной силы.
- 8. Расчет магистральных трубопроводов на прочность.
- 8.1. Нагрузки и воздействия, принимаемые при расчете трубопроводов.
- 8.1.1. Постоянные нагрузки на магистральный трубопровод.
- Временные длительные нагрузки и воздействия.
- 8.1.3. Кратковременные нагрузки.
- Особые нагрузки.
- 8.2.1. Определение напряжений в стенке трубопровода.
- 8.2.2. Выбор толщины стенки магистрального трубопровода.
- 8.2.3. Проверка прочности трубопровода.
- 9.1. Деформации в прямых стержнях при растяжении – сжатии.
- 9.2. Сопротивление грунта продольным перемещениям трубы.
- 9.3. Определение продольного перемещения свободного конца трубы на участке подземного трубопровода.
- 9.3.1. Определение продольных перемещений подземного трубопровода при отсутствии участка предельного равновесия грунта.
- 9.4. Определение перемещений в месте выхода подземного участка трубопровода на поверхность.
- 9.4.1. Определение продольных перемещений трубопровода в месте его сопряжения с компенсатором.
- 10. Расчет компенсатора на жесткость и прочность.
- 10.1. Метод определения податливости конструкции.
- 10.2. Определение податливости и жесткости п-образного компенсатора.
- 10.3. Расчет на прочность п-образного компенсатора.