logo
6-10, 21-25, 36-40, 50-53

7. Область применения различных видов транспорта

Возможные схемы доставки нефти на НПЗ

1 Трубопроводный;2 Железнодорожный;3 Водный;4 Сочетание трубопроводного с водным либо железнодорожным;5 Сочетание водного и железнодорожного : нефть

Светлые нефтепродукты перевозятся всеми Трубопр. Водный

видами транспорта. Темные нефтепродукты и масла Ж/Д

перевозятся железнодорожным, водным и автомобильным транспортом. НПЗ

нефтепр-ты с НПЗ автотранспорт(самовывоз)

трубопр.трансп.22,8% Ж/Д67% водный10,2%

НБ автотранспорт АЗС

При использовании трубопроводного транспорта нефтепродукты поступают с НПЗ на головную перекачивающую станцию и далее перекачиваются по магистральному нефтепродуктопроводу (МНПП). В конце МНПП находится крупная нефтебаза откуда нефтепродукты автоцистернами доставляются потребителям. Частичная реализация нефтепродуктов производится и по пути следования МНПП. Для этого производятся периодические сбросы нефтепродуктов на пункты налива железнодорожных цистерн, либо на попутные нефтебазы. Этот способ не имеет ограничений на дальность перевозок.

Другой способ - налив нефтепродуктов в автоцистерны непосредственно на НПЗ и доставка груза в них напрямую потребителям. В этом случае исключаются перегрузка нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой, а, следовательно, и их потери при этом. Однако чем больше дальность транспортировки, тем больше нефтепродуктов уходит на собственное потребление автоцистерн. Поэтому автомобильный транспорт применяется преимущественно при небольшой дальности перевозок.

Два других способа в общем случае в пути предусматривают перевалку с одного вида транспорта на другой (с железнодорожного на водный или наоборот). Перевалка осуществляется с использованием резервуаров перевалочной нефтебазы. В конце пути нефтепродукты поступают на распределительную нефтебазу, с которой они автотранспортом доставляются близлежащим потребителям. Данные способы также не имеют ограничений на расстояние транспортирования. Однако чем выше дальность перевозок, тем больше требуется железнодорожных цистерн, танкеров и барж для доставки одного и того же количества нефтепродуктов. Кроме того, при перевалках возникают дополнительные потери грузов.

Таким образом, хотя трубопроводный транспорт нефтепродуктов в нашей стране не является основным, он имеет большие перспективы для своего дальнейшего развития, т.к. наиболее удобен и допускает наименьшие потери транспортируемых продуктов.

Транспортировка газа: Природный газ практически весь транспортируется по трубопроводам;

Незначительная доля перевозится морским транспортом в сжатом или сжиженном состоянии;

Этан, пропан и бутан – в сжиженном состоянии – в цистернах и баллонах.