logo
6-10, 21-25, 36-40, 50-53

36. Слив и налив нефтепродуктов на нефтебазах.

Слив железнодорожных цистерн производится через их горловину (верхний слив) или через сливной прибор, расположенный снизу цистерны (нижний слив). Заполнение же цистерн нефтепродуктом производится, как правило, только через горловину (верхний налив).

Возможные схемы налива железнодорожных цистерн приведены на рис. 14.6.

Рисунок 14.6 а) налив открытой струей; б) – налив закрытой струей; в) – герметичный налив;1 – цистерна; 2 – шланг; 3 – наливной стояк; 4 – коллектор; 5 – телескопическая труба; 6 – герметизирующая крышка; 7 – линия отвода ПВС;I – нефтепродукт; II – паровоздушная смесь

При наливе открытой струей (рис. 14.6 а) струя нефтепродукта соприкасается с атмосферным воздухом. Это приводит к повышенному испарению светлых нефтепродуктов и образованию зарядов статического электричества. И то и другое нежелательно. Поэтому налив открытой струей применяют ограниченно и только при операциях с темными нефтепродуктами.

Налив закрытой струей (рис. 14.6 б) осуществляется путем опускания шланга до нижней образующей цистерны. Поэтому струя нефтепродукта контактирует с воздухом только в начале налива. Соответственно, при наливе закрытой струей потери бензина, например, почти в 2 раза меньше, чем в предыдущем случае.

Герметичный налив цистерн (рис. 14.6 в) производится с помощью специальных автоматизированных систем налива (АСН). Их отличительной чертой является наличие герметизирующей крышки 6, телескопической трубы 5 и линии 7 для отвода образующейся паровоздушной смеси (например, на установку отделения углеводородов от ПВС).

Применяемые на нефтебазах схемы слива нефтепродуктов приведены на рис. 14.7.

Открытый самотечный слив (рис. 14.7 а) применяют при сливе низкоиспаряющихся нефтепродуктов из цистерн через нижние сливные приборы 1. Далее нефтепродукт по переносным желобам 2 поступает в центральный желоб 3, из которого по трубопроводу 4 стекает в расположенный ниже поверхности грунта приемный ("нулевой") резервуар 5.

Частным случаем данной схемы является межрельсовый слив (рис. 14.7 б), когда центральный желоб располагается под сливаемыми цистернами и поэтому необходимости в переносных желобах нет.

Рисунок 14.7 - Применяемые схемы слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн:а) открытый самотечный слив; б) межрельсовый слив; в) закрытый самотечный слив; г) сифонный самотечный слив; д) принудительный нижний слив; е) принудительный верхний слив;1 – нижний сливной прибор; 2 – переносный желоб; 3 – центральный желоб; 4 – трубопровод; 5 – нулевой резервуар; 6 – шарнирно-сочлененные трубы; 7 – коллектор; 8 – соединительный трубопровод; 9 – сливной стояк; 10 – насос; 11 – приемный резервуар

Закрытый самотечный слив (рис. 14.7 в) отличается от открытого тем, что вместо переносных желобов к нижним сливным приборам присоединяются гибкие рукава или шарнирно-сочлененные трубы 6, а вместо центрального желоба проложен трубопровод - коллектор 7. Эта схема может быть применена и для бензинов, т. к. потери от испарения в этом случае невелики.

Сифонный слив самотеком (рис. 14.7 г) производится через горловину цистерн. Он возможен только в том случае, когда приемный резервуар по отношению к сливаемой цистерне находится на более низкой отметке. Начало движения нефтепродукта обеспечивается созданием вакуума в стояке с помощью вакуум-насоса. Во избежание разрыва струи и соответственно срыва сифона давление в точке А не должно опускаться ниже давления упругости паров нефтепродукта.

Производительность сифонного слива самотеком невелика.

Принудительный нижний слив (рис. 14.7 д) производится насосом 10 через нижний сливной прибор цистерны.

Принудительный верхний слив (рис. 14.7 е) отличается от предыдущей схемы тем, что производится через горловину цистерны посредством сливного стояка 9. Начало слива обеспечивает вакуум-насос после чего включается насос 10, закачивающий нефтепродукт в резервуарный парк нефтебазы.