logo
База книг в электронке для ЭНН УТЭК / База курсачей чертежей и дипломов УТЭК / курсачи 4 курс / Курсач щеклеин / Курсач щеклеин

1.1 Виды и причины аварий

Аварией на МН считается внезапное истече­ние нефти в результате полного разрушения или поврежде­ния нефтепровода или его элементов, сопровождаемые одним или несколькими из следующих событий:

При эксплуатации МН имеют место два основных вида повреждений линейной части:

Появление повреждений на трубопроводе приводит к наруше­нию режима его работы, возникновению утечек, а также создает большую опасность для людей и объектов, расположенных в не­посредственной близости от трассы, может нанести серьезный ущерб окружающей природе.

Основные причины разрушения трубопроводов следующие:

  1. Нарушение требований технологии и государственных стандартов в процессе производства труб. В результате этого снижается качество труб, ухудшаются упругие свойства ме­талла. При калибровке и правке труб возможна вытяжка, пре­вышающая допустимые нормы, что может привести к появле­нию трещин и разрушению труб в процессе испытания и экс­плуатации.

  2. Отклонения от норм проектирования и строительства тру­бопроводов. Некачественное выполнение работ при транспорти­ровке труб и развозке их по трассе, сварке, укладке трубопро­вода в траншею, противокоррозионной защите ведет к повреж­дениям и различным дефектам. Во время развозки и монтажа могут появиться дефекты стенок в виде вмятин и царапин, произойти смятие концевых участков труб при перетаскивании их волоком. Результат некачественной сварки — дефекты свар­ных швов. Низкое качество изоляции снижает эффективность электрозащиты и увеличивает опасность быстрого коррозион­ною разрушения стенок труб. Нередко трубы разрушаются из-за их перенапряжения, обусловленного отступлениями от проектных решений или их ошибочности (например, разруше­ния из-за искривления трубопровода в вертикальной и горизонталыюй плоскостях, вплоть до образования гофр, превы­шающего предусмотренное проектом, недоучет продольных сил в трубах и продольных перемещений и т. п.).

  3. Несоблюдение правил эксплуатации трубопроводов. Нару­шение режима работы трубопровода может привести к чрез­мерному повышению давления. Неправильное перекрытие запор­ных устройств — вызвать гидравлический удар и резко изменить давление в трубопроводе, обнажение отдельных участков тру­бопровода в зимнее время. Низкие температуры воздуха и почвы—привести к резкому охлаждению его, ведущему к разрыву наиболее слабых стыков вследствие их растяжения; не­надежная защита трубопровода от коррозии — обусловить быст­рое разрушение стенок труб.

  4. Влияние природных явлений. Сейсмические колебания почв, обвалы и оползни грунта могут вызвать разрушение тру­бопровода.

Во время испытаний и в процессе эксплуатации трубопрово­дов большая часть разрывов и аварий происходит в результате развития микротрещин и усталостного напряжения металла. Источником появления микротрещин может послужить любая из перечисленных причин или их комбинация.

Вид повреждения зависит от характера и места его появле­ния: сквозные отверстия (свищи), трещины или щели, частич­ный или полный разрыв стенок но основному металлу или про­дольным и кольцевым сварным швам, а также по телу запорной арматуры, в прокладках, сальниках, крестовине, тройниках, отводах и переходниках. Как правило, разрушения трубопрово­дов, предназначенных для перекачки жидких продуктов (нефть, нефтепродукты, вода и т. д.), распространяются на участке протяженностью от нескольких десятков сантиметров до не­скольких десятков метров. [2 стр.237-238]