1.1 Виды и причины аварий
Аварией на МН считается внезапное истечение нефти в результате полного разрушения или повреждения нефтепровода или его элементов, сопровождаемые одним или несколькими из следующих событий:
-
смертельным травматизмом людей;
-
травмированием людей с потерей трудоспособности;
-
загрязнением рек, водоемов и водотоков сверх пределов, установленных стандартом на качество воды;
-
утечками нефти объемом 10 м3 и более.
При эксплуатации МН имеют место два основных вида повреждений линейной части:
-
сквозные коррозионные повреждения (свищи);
-
трещины и разрывы в стенке трубопровода и сварных стыках.[1 стр. 503-504]
Появление повреждений на трубопроводе приводит к нарушению режима его работы, возникновению утечек, а также создает большую опасность для людей и объектов, расположенных в непосредственной близости от трассы, может нанести серьезный ущерб окружающей природе.
Основные причины разрушения трубопроводов следующие:
-
Нарушение требований технологии и государственных стандартов в процессе производства труб. В результате этого снижается качество труб, ухудшаются упругие свойства металла. При калибровке и правке труб возможна вытяжка, превышающая допустимые нормы, что может привести к появлению трещин и разрушению труб в процессе испытания и эксплуатации.
-
Отклонения от норм проектирования и строительства трубопроводов. Некачественное выполнение работ при транспортировке труб и развозке их по трассе, сварке, укладке трубопровода в траншею, противокоррозионной защите ведет к повреждениям и различным дефектам. Во время развозки и монтажа могут появиться дефекты стенок в виде вмятин и царапин, произойти смятие концевых участков труб при перетаскивании их волоком. Результат некачественной сварки — дефекты сварных швов. Низкое качество изоляции снижает эффективность электрозащиты и увеличивает опасность быстрого коррозионною разрушения стенок труб. Нередко трубы разрушаются из-за их перенапряжения, обусловленного отступлениями от проектных решений или их ошибочности (например, разрушения из-за искривления трубопровода в вертикальной и горизонталыюй плоскостях, вплоть до образования гофр, превышающего предусмотренное проектом, недоучет продольных сил в трубах и продольных перемещений и т. п.).
-
Несоблюдение правил эксплуатации трубопроводов. Нарушение режима работы трубопровода может привести к чрезмерному повышению давления. Неправильное перекрытие запорных устройств — вызвать гидравлический удар и резко изменить давление в трубопроводе, обнажение отдельных участков трубопровода в зимнее время. Низкие температуры воздуха и почвы—привести к резкому охлаждению его, ведущему к разрыву наиболее слабых стыков вследствие их растяжения; ненадежная защита трубопровода от коррозии — обусловить быстрое разрушение стенок труб.
-
Влияние природных явлений. Сейсмические колебания почв, обвалы и оползни грунта могут вызвать разрушение трубопровода.
Во время испытаний и в процессе эксплуатации трубопроводов большая часть разрывов и аварий происходит в результате развития микротрещин и усталостного напряжения металла. Источником появления микротрещин может послужить любая из перечисленных причин или их комбинация.
Вид повреждения зависит от характера и места его появления: сквозные отверстия (свищи), трещины или щели, частичный или полный разрыв стенок но основному металлу или продольным и кольцевым сварным швам, а также по телу запорной арматуры, в прокладках, сальниках, крестовине, тройниках, отводах и переходниках. Как правило, разрушения трубопроводов, предназначенных для перекачки жидких продуктов (нефть, нефтепродукты, вода и т. д.), распространяются на участке протяженностью от нескольких десятков сантиметров до нескольких десятков метров. [2 стр.237-238]