1.6 Ликвидация аварии на линейной части трубопровода
При обнаружения выхода нефтепродукта на поверхность линейный обходчик немедленно сообщает об этом начальнику перекачивающей станции и диспетчеру. Получив от них указания, он принимает меры к предотвращению пожара и несчастных случаев, ограждает место выхода продукта и устанавливает знаки «Не курить», «Огнеопасно» и др.
Перекачку не прекращают только при небольшом выходе нефти или нефтепродукта. В остальных случаях ее немедленно останавливают и принимают меры к предотвращению выхода нефтепродукта и сбору разлившейся нефти. Если авария связана с разрывом стенки трубы, то закрывают линейные задвижки. Для проведения сварочных работ вскрывают аварийный участок трубопровода и добиваются прекращения выхода нефтепродукта. (Эта работа осложняется тем, что трасса почти всегда проходит по пересеченной местности, а линейные задвижки устанавливают на расстоянии 25—35 км друг от друга.)
1 – скобы; 2, 7 – планки; 3 – гайки; 4 – маховик; 5 – червяк; 6 – пята;
8 – заплата; 9 – шарнир.
Рис. 4. Прижимная струбцина.
После устранения выхода нефтепродукта из трубопровода приступают к ликвидации повреждения. До начала огневых работ проводят анализ воздуха в котловане для определения содержания в нем паров нефтепродукта. Если воздух невзрывоопасен, то на свищ накладывают металлическую накладку и, прижимая ее с помощью специальной струбцины (рис. 4), приваривают.
Для ликвидации свищей часто используют свинцовые пробки, которые затягивают специальным болтом (рис. 5). В комплект пробки входят болт, гайка, шайба, свинцовая и бронзовая втулки. Болт имеет на всей длине резьбу, сферическую головку, а на конце прорезь для его фиксации (отверткой или другими приспособлениями) в процессе затяжки гайки. Внутренний диаметр свинцовой втулки равен диаметру болта (с небольшим зазором), а наружный — диаметру каверны (или меньше его). Бронзовая втулка выполняет функции предохранительного устройства от возможного образования искры между стенкой трубы и головкой болта.
1 – труба; 2 – шайба; 3 – болт; 4 – гайка;
5,6 – втулки соответственно бронзовая и свинцовая
Рис. 5. Ликвидация свища с помощью свинцовой пробки
Порядок устранения течи с помощью пробки со свинцовой втулкой следующий: специальным приспособлением (рис. 6) в стенке трубы (в месте каверны) рассверливают отверстие, в которое вставляют пробку. Диаметр пробки должен быть несколько меньшим диаметра отверстия после рассверловки. Пробку фиксируют от проворачивания, а гайку затягивают ключом с таким расчетом, чтобы бронзовая втулка не доходила до внутренней стенки трубы на 2—3 мм. Затем по всему периметру к трубе приваривают шайбу, а к шайбе и болту — гайку.
1 – сверло; 2 – фреза; 3 – корпус; 4 – шток; 5 – патрон; 6 – трещотка;
7 – планка; 8 – болт; 9 – ручка; 10 – патрубок; 11 – труба.
Рис. 6. Приспособление для вырезки отверстия в трубопроводе.
Для устранения неполных разрывов поперечных стыков можно использовать галтельный двухстворчатый хомут со свинцовой или резиновой прокладкой (рис. 7). Небольшие разрывы по основному металлу трубы можно устранять с помощью гладкого хомута. Для повышения надежности его приваривают к трубе (неприваренный хомут может выдержать давление лишь до 3 МПа).
1 – патрубок; 2 – гайка; 3 – труба; 4 – хомут; 5 – рукав
Рис. 7. Двухстворчатый конический хомут.
Для остановки течи продукта из трубопровода используют коническую муфту или хомут, имеющие специальный отводной патрубок для постоянного удаления поступающего продукта. Муфту изготовляют из труб, диаметр которых на 50 мм больше диаметра трубопровода. Половники муфты устанавливают и зажимают с помощью цепей и домкратов. Поступающий нефтепродукт выпускают через штуцер, к которому подсоединяют рукав.
При полном разрыве поперечных сварных стыков, а также при разрывах продольных стыков труб поврежденные участки полностью удаляют. На их место вваривают патрубки из труб того же диаметра. Длина патрубка зависит от размеров поврежденного участка, но должна быть не менее трех диаметров трубы. Перед удалением поврежденного участка в трубопроводе вырезают отверстия по обе стороны от разрыва для изоляции полости трубопровода, заполненного парами нефти. Поперечное сечение трубопровода перекрывают с помощью глиняных пробок, длина которых зависит от диаметра трубопровода, характера местности, качества глины, но должна быть не менее 1,5 м (рис. 8). Чем больше диаметр трубопровода, тем длиннее должна быть глиняная пробка. Перед набивкой глину тщательно перемешивают до густого тестообразного состояния. В зимних условиях глину оттаивают, затем в нее добавляют солидол и дизельное масло во избежание замерзания и перемешивают.
а – поврежденный трубопровод; б – установка глиняных пробок и вырезка аварийного участка; в – приварка нового патрубка:
1 – аварийный стык; 2 – новый патрубок; 3 – глиняные пробки;
4 – трубопровод после ликвидации аварии
Рис. 8. Схема ликвидации разрыва трубопровода.
По окончании набивки глиняных пробок вырезают поврежденный участок трубопровода. На его место устанавливают патрубок, который сначала прихватывают, а затем окончательно приваривают. После приварки патрубка наносят изоляционное покрытие, стыки опрессовывают под статическим давлением нефтепродукта, а потом возобновляют перекачку. Разлитый при аварии нефтепродукт, собранный в земляные амбары, закачивают в трубопровод.
Временное перекрытие трубопровода при замене поврежденного участка может быть проведено и другими способами. Нередко используют устройства для перекрытия с помощью эластичных камер, заполняемых разными материалами, газогидротампоны, замораживание продукта в трубопроводе с помощью хладагентов, превращение продукта в гель и др.
Интересен способ перекрытия трубопровода с помощью герметизирующих тампонов из вспененных пластмасс, в частности пенополиуретана. Композиция, образующаяся в результате смешивания исходных компонентов, вспенивается, многократно увеличиваясь в объеме, заполняет внутреннюю полость трубопровода и отверждается. Возможность получения тампонов на месте их применения, простота технологии, короткий промежуток времени, необходимый для формирования тампона, снижают трудоемкость герметизации внутренней полости трубопровода при проведении аварийно-восстановительных работ.
а, б – перекрытие трубопроводов соответственно опорожненного и частично заполненного; в, г – этапы перекрытия заполненного трубопровода
Рис. 9. Создание герметизирующего тампона в трубопроводе.
Герметизирующий тампон может быть создан как в опорожненном, так и в заполненном трубопроводе. Имеющиеся на внутренней поверхности трубопровода парафинистые отложения на герметизирующие свойства тампона не влияют, так как реакция образования пенополиуретанов экзотермическая, температура на границе «тампон — труба» достигает 90—100 °С. При такой температуре парафинистые отложения оплавляются, тампон как бы включается в их слой и плотно прилегает к стенке трубы, выдерживая гидростатическое давление продукта. Для увеличения прочности контактного слоя создают герметизирующий тампон в «замкнутом объеме», который образуется в трубопроводе с помощью ограничительных упоров из того же материала, что и тампон. Ограничительные упоры 2 (рис. 9) создаются по обоим концам участка трубопровода 1, который необходимо перекрыть, с помощью смесительного устройства 3. После отверждения упоров в пространство между ними заливают композицию, которая после вспенивания и отверждения вместе с ограничительными упорами представляет собой единое целое — герметизирующий тампон. [2 Стр. 240–244]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
С. М. Вайншок, В.В. Новоселев «Трубопроводный транспорт нефти» Том 2, Москва «Недра» 2004 г. с.621
-
Р.А. Алиев, И.В. Березина «Сооружение и ремонт газонефтепроводов и газонефтехранилищ и нефтебаз», Москва «Недра» 1987 г. с.271
-
В. Д. Гребнев, А. М. Мошева «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» Пермь 2015 г. с.167