logo
cтудентам

Основные конструктивные элементы самолета, их назначение.

Фюзеляж - (фр. fuselage, от fuseau — веретено) — корпус летательного аппарата. Фюзеляж является «телом» самолёта. В нём располагаются кабина экипажа, пассажирские салоны, багажные, бытовые и технические отсеки, системы самолета (управления, гидравлическая, топливная, кондиционирования, регулирования давления, противопожарная, противообледенительная и другие), авионика и так далее. Фюзеляж состоит из продольных балок (лонжероны, стрингеры), поперечных элементов (шпангоуты) и обшивки.

Пассажирские самолёты разделяют на узкофюзеляжные и широкофюзеляжные. У первых диаметр поперечного сечения фюзеляжа составляет в среднем 2-4 метра (В737 и А320 - узкофюзеляжные самолеты). Диаметр широкого фюзеляжа – не менее 5 метров. Существуют самолёты с двумя пассажирскими палубами (А380, Боинг 747).

Отсек фюзеляжа между передним и задним гермошпангоутами (гермошпангоут - сплошная герметичная перегородка) называется гермокабиной. Гермокабину пассажирского самолета можно условно разделить на верхнюю палубу (кабина экипажа, пассажирские салоны, бытовые отсеки) и нижнюю палубу (багажно-грузовые отсеки – БГО и технические отсеки – ТО).

Крыло является ключевой частью в конструкции самолёта, оно генерирует подъёмную силу: профиль крыла устроен таким образом, что консоль разделяет набегающий на самолёт поток воздуха. Над верхней кромкой крыла образуется область более низкого давления, чем под нижней. За счет возникающей при этом подъемной силы крыло «выталкивается» наверх.

Крылья (а точнее левая и правая консоли или отъемные части крыла) чаще всего крепятся к фюзеляжу через центроплан - центральную часть крыла (ЦЧК), соединяющую правую и левую консоли крыла (или ОЧК).

Конструктивно крыло состоит из продольных силовых элементов (лонжеронов, стрингеров), поперечных силовых элементов (нервюр) и обшивки.

На крыле установлено множество отклоняющихся управляемых поверхностей – механизация (закрылки, предкрылки, спойлеры, воздушные тормоза, интерцепторы), элементы системы управления самолетом (элероны, элероны-интерцепторы, триммеры). Они позволяют регулировать перемещение самолёта в трёх плоскостях, поступательную и вертикальную скорость и некоторые другие параметры полёта. Часто на крыльях устанавливаются вертикальные законцовки, которые уменьшают завихрения воздуха на концах крыла, снижая уровень вибрации, и, как следствие, экономя топливо. Внутри крыльев, как правило, установлены герметичные топливные баки-кессоны.

Аэродинамические свойства крыла определяются его размахом, площадью, а также углом стреловидности. Существуют самолёты с изменяемой стреловидностью крыла.

Оперение устанавливается в хвостовой части фюзеляжа. Хвостовое оперение в большинстве случаев представляет собой вертикально расположенный киль и горизонтально расположенный стабилизатор, близкие по конструкции к крыльям.

Оперение чаще всего бывает вертикальным (А-320 и В-737) или Т-образным (Ту-154). Реже имеются два киля на обеих законцовках цельного стабилизатора (Ан-225). На некоторых боевых самолётах дополнительное оперение устанавливается в носовой части фюзеляжа (Су-35).

Основное назначение хвостового оперения – стабилизация и управление ВС в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Киль – неподвижный элемент оперения, а стабилизатор на современных самолетах (в т. ч. на А-320 и В-737) управляется в ручном илиавтоматическом режимах. На задней кромке киля установлен элемент системы управления самолета – руль направления, а на задней кромке стабилизатора – руль высоты. В киле самолетов могут располагаться топливные баки.

Шасси.

С помощью шасси самолёт осуществляет взлёт, посадку, руление и стоянку. Шасси представляет собой амортизационную стойку, к которой крепится колёсная тележка. В зависимости от массы самолёта различается конфигурация шасси. Наиболее часто встречающиеся (А-320 и В-737): одна передняя опора шасси (ПОШ) и две основных или главных (ГОШ), одна носовая и три основных (Ил-96), одна носовая и четыре основных (Боинг 747), две носовых и две основных (B-52).

Колёсные тележки ГОШ могут иметь различное количество колёсных пар: от одной (А-320 и В-737) до семи (Ан-225). Колеса ГОШ оборудованы тормозами для торможения самолета при движении по земле, а колеса ПОШ подтормаживаются только при их уборке после взлета.

Управление поворотом самолёта на земле осуществляется через привод к носовой стойке шасси. В полёте шасси убираются в специальные отсеки (ниши или гондолы шасси) для уменьшения аэродинамического сопротивления.

Силовая установка.

Самолёт приводится в движение двигателем. Для современных самолётов характерны газотурбинные (турбореактивные или турбовинтовые) двигатели (топливо – авиационный керосин). На более ранних ВС устанавливались поршневые двигатели (топливо – авиационный бензин).Основной характеристикой газотурбинного двигателя является тяга (измеряется в кгс), поршневого – мощность (измеряется в лошадиных силах – л.с.). Для аэродинамического торможения самолета двигатель может быть оборудован реверсивным устройством (А-320 и В-737 – оба двигателя). Двигатель с установленным на него оборудованием, системами и устройствами называется силовой установкой.Двигатель либо крепится к крылу или фюзеляжу с помощью пилона (в этом случае он помещается в защищённую гондолу - А-320 и В-737), через который к нему подходят топливопроводы и различные приводы, либо встраивается непосредственно в фюзеляж. Компоновка может сильно различаться: на самолёте может быть всего один двигатель, два (А-320 и В-737), три (Ту-154), четыре (Ил-96), шесть (Ан-225), восемь (B-52).