Гидроочистка дизельных топлив
Каталитическую гидроочистку дизельных топлив применяют для уменьшения содержания в них серы до 0,2 % мас. и ниже, для повышения их термической стабильности и улучшения других свойств. Процесс гидроочистки сопровождается реакциями насыщения олефиновых углеводородов и деструктивной гидрогенизации сернистых, кислородных и азотных соединений с образованием парафиновых углеводородов, сероводорода, воды и аммиака.
Гидроочистка осуществляется в присутствии водородсодержащего газа при температуре 360...425 С и давлении 2...5 МПа: Степень обессеривания и глубина гидрирования непредельных соединений повышаются с ростом температуры и давления процесса, а также с увеличением кратности циркуляции водородсодержащего газа. Для ускорения процесса применяют различные катализаторы, однако особенно часто - алюмокобальтомолибденовый таблетированный катализатор.
Реакции гидрирования протекают с выделением тепла, избыток которого отводят с помощью хладоагентов (холодного циркуляционного газа, сырья или гидрогенизата).
На отечественных заводах гидроочистку дизельных топлив сернистых нефтей осуществляют на двухблочных установках, реакторные блоки которых работают следующим образом. Сырье после смешения с очищенным циркуляционным газом и свежим техническим водородом нагревают сначала в теплообменниках, затем в трубчатой печи (до 360...380°С) и направляют в реакторы. По мере снижения активности катализатора температуру подогрева сырья повышают. При этом необходимо следить за тем, чтобы максимальная температура в зоне реакции не превышала 435 °С. В противном случае ускоряется закоксовывание поверхности катализатора и повышается газообразование, являющееся результатом термического крекинга сырья.
Газопродуктовый поток, представляющий собой смесь паров гидрогенизата, газов реакции, сероводорода и циркуляционного газа, поступает из реакторов в сепаратор после предварительного охлаждения в теплообменниках и секционных холодильниках до 50 °С. В сепараторе смесь газов и паров при давлении 4,5 МПа, разделяется на гидрогенизат и циркуляционный газ, которые далее перерабатывают в соответствующих аппаратах.
Отработанный катализатор в конце реакции содержит 10... 13 % (мас.) кокса и до 7 % мас. серы. Активность катализатора восстанавливают путем окислительной газовоздушной регенерации. Перед регенерацией систему продувают под давлением 0,8 МПа инертным газом, который затем удаляют из аппарата через вытяжную трубу. Газы регенерации содержат до 0,2 % об. двуокиси серы. Процесс восстановления катализатора начинают с выжигания кокса газами при температуре 420...430 °С и давлении 4 МПа и заканчивают прокаливанием катализатора в течение четырех часов при температуре 520...550 °С и давлении 2 МПа. Чтобы сохранить прочность металла коммуникационных труб при высокой температуре, давление в процессе прокаливания постепенно снижают. Продолжительность выжигания составляет 48...60 ч в зависимости от количества кокса и серы.
Общая продолжительность цикла регенерации катализатора равна
100…150 ч, поэтому данную операцию совмещают во времени с планово-предупредительными ремонтами. Периодичность регенерации определяется качеством сырья и глубиной очистки топлива и составляет от трех месяцев до двух лет.
Реакторы устанавливают на железобетонных постаментах таким образом, чтобы обеспечить выгрузку катализатора самотеком через соответствующие люки.
На рис. 8.16 показан политропический (многослойный, многосекционный) реактор установки гидроочистки дизельных топлив. Он представляет собой вертикальный цилиндрический аппарат диаметром 1400 мм и высотой 14 000 мм с эллиптическими днищами. Корпус реактора изготовлен из двухслойной стали 12ХМ + ОХ18НЮТ толщиной 40 мм, штуцеры — из стали Х5М. Изнутри корпус футеруют жаропрочным торкрет-бетоном толщиной обычно 125...200 мм. Футеровка должна быть монолитной и состоять из двух слоев: термоизоляционного — непосредственно у корпуса и эрозионностойкого — внутреннего.
Состояние футеровки проверяют путем измерения температуры стенок корпуса аппарата поверхностными термопарами.
Превышение допустимой температуры (200 °С) свидетельствует о нарушении герметичности футеровки на данном участке.
Внутри аппарата имеется шесть съемных колосниковых решеток, на которые насыпан таблетированый алюмокобальтомолибденовый катализатор. Колосники устанавливают на кольцевые опоры, приваренные к корпусу реактора. Все внутренние устройства аппарата выполнены из стали ОХ18Н10Т.
Над каждым слоем катализатора расположен маточник из хромоникелевых труб для подачи охлаждающего циркуляционного газа. Это позволяет поддерживать в каждой секции необходимую температуру с постепенным повышением ее по ходу парогазовой смеси. Таким образом, в любой секции протекает адиабатический процесс, а в реакторе в целом — политропический.
Таблетированный катализатор в количестве 12 м3 загружают в аппарат через верхний люк диаметром 450 мм, на крышке которого имеется воздушник для отвода продувочных газов. Над блоком реакторов сооружают специальные площадки.
С них катализатор по гибкому рукаву засыпают в соответствующую секцию (снизу вверх), где рабочий, находящийся внутри аппарата, соблюдая требования техники безопасности для работы в закрытых сосудах выравнивает вручную слой катализатора. Газо-сырьевая смесь поступает в верхнюю секцию по штуцеру в верхней части аппарата, последовательно проходит через слой катализатора во всех секциях и по штуцеру под нижней секцией выводится из реактора.
Другим типом реактора для гидроочистки дизельного топлива является реактор с аксиальным движением сырья.
Реактор гидроочистки дизельного топлива с аксиальным движением сырья (рис. 8.17) имеет корпус 3, изолированный снаружи. В реакторе размещены два слоя катализатора, через которые сверху вниз проходит сырье. Каждый слой катализатора защищен от динамического воздействия потока среды слоем фарфоровых шаров 6.
В верхней части реактора установлена распределительная тарелка 1 с патрубками, под которой размещено фильтрующее устройство 2, состоящее из цилиндрических корзин, погруженных в слой катализатора. Корзины сварены из прутка и обтянуты сбоку и снизу сеткой. Сверху корзины открыты. В корзинах и верхней части слоя катализатора задерживаются продукты коррозии и механические примеси.
Верхний слой катализатора поддерживается колосниковой решеткой 4, на которой уложены два слоя сетки и слой фарфоровых шаров. В пространстве между верхним и нижним слоями катализатора находится коллектор 5 для ввода пара. В нижней части реактора размещен слой фарфоровых шаров, служащих опорой для нижнего слоя катализатора и обеспечивающий равномерный вывод продуктов реакции из аппарата. В верхнем днище имеются три штуцера для установки многозонных термопар 12, контролирующих температурное поле в слое катализатора, кроме того, предусмотрена термопара в средней части реактора. Катализатор выгружается из верхнего слоя через штуцер 11 в стенке аппарата, из нижнего слоя через дренажную трубу и штуцер в нижнем днище 9. В стенке реактора между верхним и нижним слоями катализатора установлен люк. В нижней части имеются скобы для удобства обслуживания и ремонта.
- 1. История завода
- 2. Состав завода
- 3. Продукция завода
- 2. Бензин
- 3. Керосин
- 4. Дизельное топливо
- 6. Гудрон
- 7. Сухой газ
- 8. Жирный газ
- 12. Масла
- 13. Катализатор
- 4. Технологические установки
- 4.1. Установка элоу-авт-6
- 4.1.1. Блок атмосферной перегонки нефти установки элоу-авт-6
- 4.1.2. Блок вакуумной перегонки мазута установки элоу-авт-6
- 4.1.3. Блок стабилизации и вторичной перегонки бензина установки элоу-авт-6
- 4.2. Технология процесса каталитического крекинга
- 4.2.1. Значение и назначение процесса
- 4.2.2. Сырье каталитического крекинга
- 4.2.3. Коксообразование
- 4.2.4. Технологическая схема установки каталитического крекинга с прямоточным лифт-реактором
- 4.3. Каталитическое о-алкилирование метанола изобутиленом
- 4.3.1. Основы управления процессом о-алкилирования метанола изобутиленом
- 4.4. Процесс каталитического риформинга
- 4.4.1. Установки каталитического риформинга со стационарным слоем катализатора
- 4.4.2. Установки каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора
- 4.5. Промышленные процессы гидрооблагораживания дистиллятных фракций
- 4.5.1. Технологическая схема установки гидроочистки дизельного топлива лч-24-2000
- 4.5.2. Гидроочистка вакуумных дистиллятов
- 4.6. Процессы гидрокрекинга нефтяного сырья
- Легкий гидрокрекинг вакуумного газойля
- Гидроочистка дизельных топлив
- Список литературы