logo
Кулак В

Потребители систем высокого и низкого давления

7.2.1. Система торможения гидроагрегата (рис. 7.2) предназна­чена для быстрой остановки агрегата, вращающегося по инерции после отключения генератора и закрытия направляющего аппарата турбины. Это особенно важно для работы подпятника, который очень плохо переносит пониженные скорости. Система тормозов состоит из неподвижных тормозных цилиндров, работающих от сжатого воздуха давлением до 8 атм. При подаче воздуха в систему цилиндры прижимают тормозные колодки к диску, который прикреплен к нижнему ободу ротора генератора. Кроме того, система выполняет еще одну функцию: при ремонтах генератора с ее помощью поднимается ротор, для чего в систему вместо сжатого воздуха подается масло под давлением 15 атм.

7.2.2. Система отжатия воды из камеры рабочего колеса при пе­реводе генератора из режима генератора в режим синхронного ком­пенсатора и поддержания отжатого уровня в заданных пределах. На СШ ГЭС она состоит из 3-х воздухосборников объемом по 25 мЗ каж­дый, количество воздуха достаточно для перевода 3-х генераторов в режим СК. Воздух при переводе генератора в режим СК подается с помощью специальной конструкции пробкового крана, который, от­крываясь, подает воздух из воздухосборников под крышку турбины, начиная процесс отжатия воды из камеры рабочего колеса. Кран от­крыт в течение 7 сек. Время отжатия определяется уровнем НБ, на­чальным давлением в системе и величиной протечек. Среднее время составляет 15-20 сек. Необходимый уровень в зоне камеры поддержи­вается автоматически включением водокольцевого компрессора.

7.2.3.Система регулирования турбины (рис. 7.3). Потребите­лями сжатого воздуха давлением Р = 63 атм. являются масловоздуш­ные котлы маслонапорной установки, с помощью которой происходит процесс управления направляющим аппаратом турбины, при котором он по командам управления от системы автоматического управления открывает или закрывает лопатки направляющего аппарата, обеспечи­вая тем самым изменение мощности агрегата при работе в сети, а также обеспечивая режимы пуска агрегата и его остановки в нормаль­ных и аварийных режимах. Сосуды МНУ являются аккумуляторами давления, в которых содержится необходимый объем масла

Рис. 7.1. Схема тормозного устройства гидроагрегата:

1 - насосная установка для подъема ротора на тормозах; 2 - тормоза (условно показан только один); 3 - шкаф аппаратуры торможения; 4 - промежуточный узел.

Рис. 7.2. Схема пневматического хозяйства для торможения, технических нужд и пневмогидравлической аппаратуры

1 - подключение пневмогидравлической аппаратуры; 2 - сборник конденсата; 3- торможения; 4 - подключение пневмоинструмента; 5 - воздухосборник схемы торможения; 6 - воздухосборник схемы пнев­моинструментов; 7 - воздухосборник схемы пневмогидравлической аппаратуры; 8 - компрессор; 9 - редукционный клапан.

На рис.7.2 изображена схема пневматического хозяйства низ­кого давления для обслуживания пневматических инструментов и прочих технических нужд, системы торможения и пневмогидравличе­ской аппаратуры. Компрессор 8 автоматически поддерживает заданное давление в следующих воздухосборниках: для торможения 5, обслу­живания пневматических инструментов 6 и пневмогидравлической аппаратуры 7. К каждому потребителю - щи там торможения 3, отво­дам 4 для подключения инструментов, к отводам для подключения гидропневматической аппаратуры 1 проведен магистральный трубо­провод. На каждом трубопроводе предусмотрен сборник конденсата 2. На отводе магистрали для обслуживания пневмогидравлической аппа­ратуры предусмотрен редукционный клапан, обеспечивающий термо­динамическую осушку подводимого сжатого воздуха.

Рис. 7.3. Схема пневматического хозяйства для зарядки масло­напорных установок и для компенсаторного режима

1 - воздухосборник системы регулирования турбины; 2 - возду­хосборники системы режима синхронного компенсатора; 3 - ком­прессор высокого давления; 4 - компрессор низкого давления; 5 - уст­ройство автоматической подзарядки; 6 - запорный клапан; 7 - возду­хосборник системы регулирования агрегата; 8 - клапан впуска воздуха под рабочее колесо; 9 - воздуходувка.

На рис. 7.3. показан пример схемы пневматического хозяйства, обслуживающего воздухосборники системы регулирования турбины и воздухосборники системы режима синхронного компенсатора. Ком­прессора высокого давления 3 поддерживают заданное давление в воз­духосборнике 1 для обслуживания системы регулирования турбины, а компрессора низкого давления поддерживают заданное давление в воздухосборниках 2 системы режима синхронного компенсатора. Пер­воначальное заполнение воздухосборника системы регулирования производится с помощью запорного клапана 6. Периодическая подза­рядка осуществляется автоматически с помощью устройства автома­тической подзарядки 5. Впуск воздуха в камеру рабочего колеса для первоначального отжатия воды осуществляется открытием крана 8 при закрытом направляющем аппарате агрегата. По мере подъема воды в камере из-за протечек воздуха автоматически включается воздухо­дувка 9, отжимающая воду до нижнего уровня, после чего она отклю­чается.

Рис. 7.4. Схема пневматического хозяйства для воздушных вы­ключателей

1 - компрессор ВШВ-2,3/230; 2 - клапан постоянного давления; 3 - баллоны высокого давления Р = 230 атм.; 4- воздухосборник для конденсата; 5 - перепускной клапан; 6 - буферный воздухосборник; 7 - шкаф управления воздушного выключателя; 8 - продувочный вентиль.

На рис 7.4. представлена схема пневматического хозяйства с 3-мя компрессорными агрегатами типа ВШВ-2,3/230 для воздушных выключателей. Компрессора 1 автоматически включаются при сниже­нии давления в баллонах 3 и отключаются после восстановления но­минального давления. Воздух в баллоны 3 подается через клапаны по­стоянного давления. Перепускные клапаны с электромагнитными при­водами 5 открываются при снижении давления в буферных воздухос­борниках 6 и закрываются после восстановления давления до мини­мального. Воздухосборник 4 используется как сборник конденсата при продувке компрессоров и баллонов. В шкафу управления каждым воз­душным выключателем выполнены воздухопроводы для питания выклю­чателя. На каждой магистрали устанавливаются продувочные клапана 8.