3.5. Математическая модель и структурная схема ад в системе координат d, q, ориентированной по потокосцеплению ротора
Модель асинхронного двигателя в координатах d, q является основой разработки системы векторного управления короткозамкнутым АД. В системах векторного управления асинхронными двигателями возникает задача ориентации системы координат d, q, вращающейся с постоянной скоростью ω0эл, относительно вектора какого-либо параметра АД. При питании обмоток статора двигателя от источника напряжения система векторного управления имеет две обратные связи по ЭДС машины, зависящие от составляющих тока статора и потокосцепления ротора. Поэтому условием разработки модели АД будет наличие в ней перечисленных сигналов: isd, isq, Ψrd, Ψrq и ориентация системы координат по вектору потокосцепления ротора .
|
Рисунок 3.7 – Структурная схема АД с КЗ ротором в неподвижной системе координат
|
В векторном виде система уравнений (3.23) имеет вид:
(3.28)
Для того чтобы обеспечить оговоренный состав сигналов модели, из уравнений системы (3.8) найдем обобщенные векторы тока ротора и потокосцепления статора:
(3.29)
После подстановки уравнений (3.29) в систему уравнений (3.28) получим:
(3.30)
где Tr – электромагнитная постоянная времени ротора:
Для того чтобы первое уравнение системы (3.30) имело производную только от одного сигнала, выразим производную от потокосцепления ротора во втором уравнении этой же системы и подставим полученное выражение в первое:
(3.31)
(3.32)
Обозначим (3.33)
Перепишем (3.31) и (3.32) с учетом их проекций на оси d и q. С учетом (3.33) получим следующую систему:
(3.34)
Перепишем систему дифференциальных уравнений (3.34) в операторной форме:
(3.35)
С учетом выбранных параметров модели isd, isq, Ψrd, Ψrq для определения электромагнитного момента двигателя применяем выражение (3.22) [2,5]:
. (3.36)
Добавим к электромагнитным уравнениям (3.35) и уравнению момента АД (3.36) формулу механического равновесия (3.24). Структурная схема, отвечающая этим уравнениям, представлена на рис. 3.8.
Для того чтобы направление действительной оси d ортогональной системы координат d, q совпадало с направлением обобщенного вектора потокосцепления ротора Ψr, взятого за основу, система координат должна вращаться синхронно с этим вектором. При этом вектор потокосцепления ротора в ней будет иметь только действительную составляющую Ψrd, так как проекция этого вектора на мнимую ось q будет равна нулю. Тогда условия математического описания АД в этих координатах будут иметь вид:
|
Рисунок 3.8 – Структурная схема АД с КЗ ротором во вращающейся системе координат
|
; (3.37)
(3.38)
Система уравнений (3.34) с учетом выражения (3.38) примет следующий вид:
(3.39)
Дифференциальные уравнения (3.39) в операторной форме примут вид:
(3.40)
В последнем уравнении системы (3.40) обозначим скорость ротора и абсолютное скольжение, приведенные к скорости электромагнитного поля:
. (3.41)
Представим в осях d, q составляющие ЭДС, наводимые в обмотке статора, в виде:
(3.42)
где определяет падение напряжения в роторной цепи АД, выражения и характеризуют ЭДС самоиндукции, а учитывает составляющую ЭДС вращения, наводимую в статоре потокосцеплением ротора. Тогда первые два уравнения системы уравнений (3.40) примут вид:
(3.43)
Уравнения (3.43) подобны уравнению электрического равновесия для якорной цепи машины постоянного тока в операторной форме.
Уравнение для электромагнитного момента двигателя (3.36) представляется как [6,7]: (3.44)
По полученным выше уравнениям (3.40) – (3.44) и уравнению движения (3.24) составлена структурная схема короткозамкнутого АД (рис. 3.9). На рис. 3.9 обозначено: Ukd – напряжение перекрестной связи по каналу реактивного тока (для компенсации); Ukq – напряжение перекрестной связи по каналу активного тока (для компенсации).
Блок деления реализован с помощью того же блока Product, что и блоки умножения. Чтобы исключить возможность деления на ноль в начальной фазе моделирования, на вход блока подается не потокосцепление ротора r, а сигнал, который равен max (r, eps), где eps=2,2210-16 – одна из зарезервированных констант пакета MATLAB. Поиск максимального сигнала осуществляется блоком MinMax математической библиотеки Math [8].
Приведенная структурная схема может быть использована при исследовании асинхронного электропривода с системой векторного управления при опорном векторе – потокосцеплении ротора. Модель может иметь два независимых линейных канала управления, что значительно упрощает синтез передаточных функций регуляторов. При этом в системе управления в зависимости от параметров двигателя должны быть скомпенсированы внутренние перекрестные обратные связи с воздействиями по ЭДС Esd и Esq, внутри которых находятся связи с сигналами Ukd и Ukq.
| Рисунок 3.9 – Структурная схема АД с КЗ ротором во вращающейся системе координат, ориентированной по потокосцеплению ротора
|
- «Исследование системы векторного управления частотно-регулируемым асинхронным электроприводом»
- 2. Полупроводниковые преобразователи частоты
- 3. Выбор математической модели аД
- 3.1. Обоснование выбора математической модели
- 3.2. Модели ад в двухфазных ортогональных системах координат
- 3.3. Электромагнитный момент асинхронного двигателя
- 3.4. Математическая модель ад с короткозамкнутым ротором
- 3.5. Математическая модель и структурная схема ад в системе координат d, q, ориентированной по потокосцеплению ротора
- 3.6. Структурная схема системы векторного управления
- 3.7. Преобразователи координат
- 4. Расчет параметров объекта управления
- 4.1 Расчет параметров ад и пч
- 4.2. Расчет параметров регуляторов
- 4.3. Расчет параметров задатчика интенсивности
- Дослідження системи векторного керування частотно-регульованим асинхронним електроприводом
- 61002, Харків, вул. Фрунзе, 21