«Исследование системы векторного управления частотно-регулируемым асинхронным электроприводом»
по курсу «Программное управление механизмами»
для студентов специальности 7.092203 – Электромеханические системы
автоматизации и электропривод
УТВЕРЖДЕНО
редакционно-издательским
советом университета,
протокол № 1 от 23.06.11
Харьков
НТУ «ХПИ»
2011
Исследование системы векторного управления частотно-регулируемым асинхронным электроприводом: Методические указания к выполнению курсового проекта по курсу «Программное управление механизмами» для студентов специальности 7.092203 – Электромеханические системы автоматизации и электропривод/ Состав. Л. В. Акимов, Н. В. Анищенко, Д. Г. Литвиненко, И. В. Обруч – Харьков: НТУ „ХПИ”, 2011. – 60 с.
Составители: Л. В. Акимов
Н. В. Анищенко
Д. Г. Литвиненко
И. В. Обруч
Рецензент Г. Г. Жемеров
Кафедра «Автоматизированные электромеханические системы»
ВСТУПЛЕНИЕ
Существует большое разнообразие систем управления асинхронным двигателем (АД). Наиболее простая – это так называемая система вольт-герц (U/f), в которой частота трехфазного напряжения, питающего АД, устанавливается равной (пропорциональной) желаемой угловой скорости (частоте) вращения двигателя ω. При этом с целью сохранения электромагнитных характеристик АД (определяемых потокосцеплением статора), амплитуда этого напряжения изменяется пропорционально частоте (с учетом падения напряжения на сопротивлениях статора). Такая система имеет невысокую точность и плохие динамические характеристики.
С развитием силовой и слаботочной электроники открылись новые возможности замены двигателей постоянного тока, являющихся основным видом двигателя в высокоточных электроприводах, более простыми, дешевыми и надежными асинхронными двигателями. Был разработан новый принцип управления АД, основанный на регулировании составляющих isd, isq вектора статорного тока is, направленных по (isd) и перпендикулярно (isq) вектору потокосцепления ротора Ψr. Такой метод получил название векторное управление [1, 2].
Следует отметить, что векторное управление частотно-регулируемым асинхронным электроприводом связано как с изменением частоты и текущих значений переменных АД, так и с взаимной ориентацией их векторов в декартовой системе координат. Именно за счет регулирования амплитудных значений переменных и углов между их векторами обеспечивается управление АД как в статике, так и в динамике, что способствует существенному улучшению качества переходных процессов и расширению диапазона регулирования скорости по сравнению со скалярным управлением.
Цель данного курсового проекта заключается в расчете параметров и моделировании асинхронного двигателя, а так же электропривода с двухканальной системой векторного управления при питании АД от преобразователя частоты средствами программного пакета Matlab. В качестве математической модели АД используется его модель в системе координат, ориентированной по потокосцеплению ротора.
1. Задание НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ
1. Изучить принцип работы преобразователя частоты (ПЧ) – автономного инвертора напряжения с широтно-импульсной модуляцией.
2. Рассчитать параметры АД в соответствии с вариантом задания. Исходные данные для выполнения курсового проекта приведены в приложении 1. В табл. П 1 даны номинальные и обмоточные данные отечественных машин типа MTKF, а в табл. П 2 – данные асинхронных короткозамкнутых двигателей типа K21R – K22R, выпускаемых заводом VEM motors (Германия) и используемых в разработках частотно-регулируемых электроприводов с векторным управлением фирмой Siemens. Номинальное напряжение преобразователя частоты и напряжение питания двигателей равно 380-400 В.
3. Исследовать на ЭВМ АД в различных системах координат.
4. Ознакомится со структурной схемой системы векторного управления АД и начертить ее.
5. Рассчитать параметры всех регуляторов.
6. Ввести в ЭВМ модель разработанной системы векторного управления электропривода и исследовать переходные процессы в различных режимах работы.
7. Провести обработку полученных графиков переходных процессов и дать их анализ.
8. Сделать выводы.
- «Исследование системы векторного управления частотно-регулируемым асинхронным электроприводом»
- 2. Полупроводниковые преобразователи частоты
- 3. Выбор математической модели аД
- 3.1. Обоснование выбора математической модели
- 3.2. Модели ад в двухфазных ортогональных системах координат
- 3.3. Электромагнитный момент асинхронного двигателя
- 3.4. Математическая модель ад с короткозамкнутым ротором
- 3.5. Математическая модель и структурная схема ад в системе координат d, q, ориентированной по потокосцеплению ротора
- 3.6. Структурная схема системы векторного управления
- 3.7. Преобразователи координат
- 4. Расчет параметров объекта управления
- 4.1 Расчет параметров ад и пч
- 4.2. Расчет параметров регуляторов
- 4.3. Расчет параметров задатчика интенсивности
- Дослідження системи векторного керування частотно-регульованим асинхронним електроприводом
- 61002, Харків, вул. Фрунзе, 21