1.7 Эксплуатация насосов
По принципу действия насосы, применяемые на НПС можно условно разделить на 2 группы:
1) Динамические. В динамических насосах жидкость приобретает энергию в результате силового воздействия на нее рабочего органа в рабочей камере. К этой группе относятся центробежные насосы, основные насосы, применяемые на НПС.
2) Объемные. В этих насосах жидкость приобретает энергию в результате воздействия на нее рабочего органа, периодически изменяющего объем рабочей камеры.
Так же насосы применяемы на НПС бывают основными (магистральными) и подпорными.
В качестве основных на НПС магистральных нефтепроводов используются преимущественно насосы типа НМ. В зависимости от количества рабочих колес, закрепленных на валу, они подразделяются на секционные и спиральные.
Секционные насосы типа НМ – центробежные горизонтальные, в однокорпусном секционном исполнении с рабочими колесами одностороннего входа. Входной и напорный патрубки насоса направлены в противоположные стороны и присоединяются к технологическим трубопроводам с помощью фланцев.
1– нижняя часть корпуса; 2 – вал; 3 – верхняя часть корпуса; 4, 5 – втулки; 6 – рабочее колесо; 7 – уплотняющие кольца; 8 – подшипники скольжения; 9 – радиально–упорный сдвоенный шарикоподшипник; 10 – уплотнение торцового типа
Рисунок 3 – Секционные насосы типа НМ
В качестве привода насосов используются электродвигатели взрывозащищенного исполнения серий СТДП (синхронный продуваемый с замкнутым циклом вентиляции), 2АРМП (синхронный продуваемый с разомкнутым циклом вентиляции) и 2АЗМВ1 (асинхронный во взрывонепроницаемой оболочке). По согласованию с заказчиком насосы могут быть поставлены с синхронными электродвигателями серии СТД обычного общепромышленного назначения (без продувки). В этом случае их устанавливают в отдельном от насосного зала помещении, защищенном от проникновения паров нефти и нефтепродуктов.
Необходимость применения подпорных насосов обусловлена высокими значениями (от 20 до 65 м) допустимого кавитационного запаса наиболее распространенных основных спиральных насосов. Создать такой напор за счет высоты взлива нефти и нефтепродуктов в резервуарах невозможно.
В настоящее время в качестве подпорных на магистральной нефти используются насосы типа НПВ.
Подпорные вертикальные насосы типа НПВ – центробежные вертикальные одноступенчатые.
Насосы расположены в вертикальном колодце. Входной и выходной патрубки насоса направлены в противоположные стороны, расположены горизонтально. Входной патрубок присоединяется к технологическим трубопроводам сваркой, а напорный – с помощью фланцев.
Рабочее колесо двустороннего входа. Насосы укомплектованы электродвигателем взрывозащищенного исполнения серии ВАОВ (вертикальный асинхронный обдуваемый). Роторы насоса и электродвигателя соединены втулочно–пальцевой муфтой.
Подпорные насосы типа НМП – центробежные горизонтальные одноступенчатые. В настоящее время не выпускаются.
Эти насосы – с рабочим колесом двустороннего всасывания, снабженным предвключенными колесами. Выходы вала из корпуса герметизированы торцовыми уплотнениями. Вал с закрепленными на нем рабочим и предвключенными колесами вращается в шарикоподшипниках. Перетоком перекачиваемой жидкости между нагнетательной и всасы¬вающей камерами препятствует уплотнительное кольцо. Насос и электродвигатель, соединенные зубчатой муфтой, устанавливаются на отдельных фундаментах.
Достоинством насосов типа НМП является их большая доступность для обслуживания и ремонта, чем у насосов НПВ. Однако всасывающая способность у последних выше за счет расположения насоса ниже поверхности земли.
1 – стакан; 2 – спиральный корпус; 3 – переводной канал; 4 – напорная секция; 5 – крестовина; 6 – подшипник скольжения; 7 – напорная секция; 8 – напорная крышка; 9 – подшипник скольжения; 10 – сдвоенные радиально–упорные шарикоподшипники; 11 – фонарь; 12 – торцовые уплотнения; 13 – вал; 14 – подвод; 15 – пред включённые колеса; 16 – рабочее колесо;17 – пред включённые колеса; 18 – подвод
Рисунок 4 – Подпорный насос тип НМП
В процессе эксплуатации насосного агрегата систематически следят за показаниями контрольно – измерительных приборов, за температурой подшипников и сальников. Температура подшипников не должна превышать 60˚С.В случае чрезмерного нагревания сальника следует несколько раз остановить и сразу пустить насос, пока масло не просочится через набивку. Если масло не появляется, значит сальник слишком туго набит и его следует ослабить. Прислушиваются к шуму работающего агрегата, при появлении стука насоса останавливают и устраняют причину стука. Следят за работой системы смазки, проверяют масляные фильтры. Если потери давления в системе превышают 1кг/см2, фильтр очищают.
При уходе за насосным агрегатом необходимо выполнять все требования заводом изготовителей насосов, приведенные в инструкции по уходу эксплуатации.
Нагрев подшипников, прекращение поступления смазки, вибрации или сильный шум указывают на неполадки в работе насосного агрегата. Чтобы остановить агрегат, закрывают задвижку на линии нагнетания и выключают двигатель. После охлаждения насоса закрывают все вентили на трубопроводах, подводящих масло и воду, и кран у манометра.
В случае остановки насоса на длительное время для предотвращения коррозии рабочего колеса, уплотняющие кольца, защитные гильзы вала, втулки и все детали, соприкасающиеся с перекачиваемой жидкостью, следует смазать, а сальниковую набивку вынуть.
При эксплуатации насосных агрегатов возможны неполадки, вызванные дефектами заводского характера, монтаж или нарушением инструкций по эксплуатации.
- 1 Технологическая часть
- 1.1 Характеристика нпс и мт
- 1.4 Генплан
- 1.5 Магистральные насосы, применяемые на нпс
- 1.7 Эксплуатация насосов
- 1.8 Помпаж в насосах
- 2 Расчетная часть
- 2.2 Подбор насосов и пересчет характеристик [10.103]
- 3 Экономическая часть
- 4. Охрана труда и экологическая безопасность
- 4.1 Охрана труда
- 4.2. Экологическая безопасность